Клубный час методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему. Примерный календарно-тематический план проведения клубного часа в детском саду «Алёнушка» р.п.Солнечный «Мама- лучшее слово»


МДОУ"Детский сад №5 общеразвивающего вида"

воспитатель: Хаванова Н.С.

Паспорт проекта

Продолжительность проекта: сентябрь2016 года - май 2017года.

Участники проекта:

    Дети старшей группы

    Родители

    Сотрудники детского сада

Актуальность проекта

В современном мире много проблем, с которыми приходится сталкиваться и взрослым, и детям. Как найти эффективные способы разрешения ситуаций, как не стать заложником интриг и мошенничества? Знания, приобретенные в детском саду, школе, безусловно, имеют большое значение, а вот применять эти знания и преломлять под определенные ситуации – это первостепенно.

В настоящее время ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, разрешать проблемы, применять знания на практике. Ребенок становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он обретает способность выполнять социальные функции.

Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса. Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.

Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. В разнообразных видах деятельности формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Проблема:

Дошкольный период – это время интенсивного развития. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Вопрос о развитии саморегуляции у детей дошкольного возраста, актуален.Изолированность детей во многом связана с риском и страхами родителей за их безопасность. В современном обществе дети дошкольного возраста не гуляют самостоятельно, и, как следствие, не решают разновозрастные конфликты. Детский сад становится единственным местом, где у ребенка есть шанс развить свою самостоятельность. Ребенок не может проявлять ее только при выборе игрушек и продуктов питания. Поэтому основной задачей становится организация дружественного социума на территории ДОУ с целью развития социальных навыков у дошкольников. Жизнь ребенка в детском саду должна быть направлена на развитие его личности во взаимодействии с детьми и взрослыми.

Цель проекта: развитие общения, становление самостоятельности и саморегуляции поведения у детей посредством организации "Клубного часа".

Задачи:

Обучающие:

    Формировать умения ориентироваться в пространстве.

    Планировать свои действия и оценивать результаты.

Развивающие:

    Развивать стремление выражать свое отношение, вежливо выражать просьбу и благодарить.

    Поощрять попытки ребенка осознано делиться впечатлениями, решать спорные вопросы и улаживать конфликты.

Воспитательные:

    Воспитывать дружеские и уважительные отношения.

    Воспитывать самостоятельность и ответственность, приобретать свой жизненный опыт.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

    дети познакомились с большинством детей детского сада;

    освоили нормы и правила общения друг с другом и со взрослыми;

    дети умеют коллективно трудиться и получать от этого удовольствие;

    дети стали отзывчивее друг к другу;

    способны к саморегуляции своего поведения;

    способны осуществлять самооценку своих действий.

Для родителей:

    Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

    Формирование активной позиции родителей, как участников образовательного процесса.

    Повышение уровня родительской компетентности, психолого-педагогической культуры родителей.

    Удовлетворенность родителей содержанием и результативностью воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

    Установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом образовательной и досуговой деятельности.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

Подбор необходимой литературы.

Разработка плана работы «Клубного часа»

Разработка цикла мероприятий в рамках «Клубного часа»

Создание «Карты путешествий»

2 этап: Основной

Работа с детьми

  • Создание условий для благоприятного настроя на участие в «Клубном часе».

    Беседа с детьми на тему « Что такое «Клубный час?»

    Ознакомление детей с правилами поведения во время проведения «Клубного часа».

Организация мероприятий с детьми.


Октябрь

1. «Свободный»

«Путешествие по детскому саду» (знакомство территорией ДОУ)

Цель: Учить детей ориентироваться в дошкольном учреждении. Воспитывать положительные эмоции и доброжелательное отношение, уважение к взрослым и детям.

2. «Тематический»

«Я - житель Железногорска».

Цель : прививать детям любовь к родному городу, развивать чувство патриотизма.

3. «Деятельностный» (встреча с интересными людьми)

«Город мастеров»

Цель : Создание условий для развития ребёнка, через организацию разных видов деятельности.

4. «Свободный»

(знакомство с профессиями в ДОУ)

Ноябрь

1.«Тематический»

«День Дружбы»

Цель: уточнять представление детей о дружбе; воспитывать уважительное отношение к друзьям;воспитывать желание сделать приятно другу; развивать умение рисовать портрет человека.

2. «Деятельностный»

«Мама- лучшее слово».

Цель: воспитывать действенное чувство любви к самому близкому и дорогому человеку – маме, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия: мама шьёт, стирает, гладит, готовит обед и т. д. Побуждать детей оказывать посильную помощь маме в работе по дому. Познакомить с тем, как правильно заботится о мамах, беречь их, любить.

3. «Свободный»

4. «Тематический»

«Азбука безопасности»

Формирование твердых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; развивать у детей способность быстро оценивать уличную обстановку и ориентироваться в ней; воспитывать грамотных участников дорожного движения; привлечение к систематическому изучению и выполнению правил дорожного движения.

Декабрь

1.«Деятельностный» -«Быть здоровыми хотим»

Цель: формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

2.Тематический - «Ярмарка добрых дел».

Цель: расширить знания детей о вежливых и добрых словах и применении в жизненных событиях; углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим им людям; воспитывать в детях чуткое, внимательное, уважительное отношение к ближнему; развивать у детей умение ценить и дорожить великим даром общения и дружбы.

3. «Свободный»

4 .«Деятельностный» - «Мастерская Деда Мороза»

Цель: приобщать детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников; способствовать формированию интереса к народному творчеству, любовь к ручному труду; создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.

Январь

    «Тематический» - «Рождественские каникулы. Колядки »

Цель :формировать представления о том, почему много людей на Земле отмечают Рождество. Знакомить с народными традициями проведения Рождества и самим участвовать в мероприятиях, посвященных им

2.«Деятельностный» - « Маленькие исследователи» (солёное тесто)

Цель: формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию детей;

знакомство детей со способами деятельности – лепка игрушки, овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов.

3. «Свободный»

Февраль

1.«Тематический» - «В гостях у Айболита» (встреча с интересными людьми) – спортивный зал.

Цель: формировать и совершенствовать знания о здоровом образе жизни; прививать интерес к здоровому образу жизни, развивать желание заботится о своем здоровье; воспитывать у детей доброе товарищеское отношение друг к другу, умение заниматься в коллективе.

2.«Деятельностный» - «Профессии наших родителей»

Цель: Обогащение представлений детей о труде людей разных профессий; развитие представлений о профессиях родителей, видах поощрения их государством за качество труда; развитие умений взаимодействовать с партнерами по игре в рамках сюжета, вести игровой диалог, оборудовать игровое пространство; формирование коммуникативных способностей; развитие саморегуляции поведения.

3. «Свободный»

Март

1.«Тематический» - «В гостях у сказки»

Цель: обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках;развивать восприятие, память, мышление и речь; создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе.

2.«Деятельностный» - «Юные – художники»

Цель: Формировать у детей положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать интерес ко всему новому. Радость от совместного творчества, проявляя усидчивость, терпение и умение.

3. «Свободный»

4. «Тематический» - « В гостях у самовара».

Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества; пробудить любовь к народной культуре; познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси; расширить лексический запас детей словами «самовар»; воспитывать у детей желание быть гостеприимными; доставить радость от чаепития, формировать у детей культуру чаепития.

Апрель

«Тематический» - «Юрий Гагарин»

Цель: формировать представления о том, как человек осваивал космос.

1.«Деятельностный» - «Космос» изготовление макетов планет солнечной системы

Цель: включить каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу; развивать у детей коммуникативные навыки, проявлять умение слушать другого, доброжелательность, чувство товарищества, волевую регуляцию поведения.

2. «Свободный»

3.«Деятельностный» - совместный праздник «Мама, папа, я – здоровая семья»

Цель: воспитание физической культуры и нравственной сплоченности семьи; обеспечение эффективного взаимодействия семьи и детского сада; доставить детям радость, активно вовлекать родителей в совместную детско-взрослую деятельность.

1 . «Тематический»

-«Возложение цветов у памятника»

Музыкально-театрализованное представление

«Проходят года – наша память жива!»

Цель: развитие познавательного интереса и любви к Родине, приобщение к историко-культурному наследию. Воспитание чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны за их подвиг, верность и преданность Родине.

2.«Деятельностный» - «Букет для победителя»

Цель: Развивать чувство сопричастности к народным торжествам, связанным с Днем Победы; заботиться об участниках войны и памятниках павшим воинам.

«Свободный»

Заключительный этап:

Праздник «Хочу с тобой дружить»

Цель: совершать добрые поступки по отношению к близким, друзьям, соседям.

Задания детям на лето: совершать добрые поступки по отношению к близким, друзьям, соседям; обязательно летом что-то изучить, устроить праздник для друзей и родителей.

Работа с родителями

    Информирование родителей о реализации «Клубного часа».

    Анкетирование родителей.

    Ознакомление родителей с планом работы «Клубного часа»

    Привлечение родителей к участию и проведению «Клубного часа».

Вывод:

Использование педагогической технологии «Клубный час» способствовало формированию у детей самостоятельности, инициативности, они стали более активными и коммуникабельными.

Правильно организованная клубная деятельность помогают позитивному общению, способствует выработке единой стратегии воспитания, анализа и коррекции поведения детей.

Они узнали большинство детей сада, стали относиться к ним более дружелюбно, стали более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада. У многих детей снизился уровень агрессивности, особенно во время проведения «Клубного часа»,так же важно отметить что клубная работа активизирует не только детей но и родителей, и оптимизирует детско-родительских отношения в совместной деятельности.

Клубный час - это технология успешной социализации дошкольников, она предполагает тематическое путешествие по помещениям детского сада в течение одного часа. В процессе клубного часа дети включаются в различные виды деятельности, причем они сами выбирают чем хотят заняться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Клубный час «Веселое путешествие»

Цель: Воспитание у детей самостоятельности и ответственности; Обучение планированию своих действий и умению оценивать их; Формирование умения проявлять инициативу.

Задачи: Привить любовь к родному краю, его природе и гордость за малую родину; закрепить знания и диких животных Севера, сезонных изменениях в природе осенью; познакомить с культурой народов Таймыра.

Оборудование : Жетоны с обозначением клубов, демонстрационный план-схема, картон

ДШИ - Клуб «Цветная клякса»: акварельные краски, альбом, восковые мелки, цветные карандаши.

ТДНТ - Клуб«Северная мозайка»: картинки с изображением животных Таймыра, готовые полоски для ободка, шаблон «рога оленя», цветные карандаши, восковые мелки.

Краеведчееский музей - Клуб «ОПЫТные ручки»: план-схема, микроскоп, перья птиц, шаблоны следов животных, жетоны.

ДК - Клуб «Музыкалочка»: искусственные листья из бумаги, аудиозаписи месен и мелодий на осеннюю тематику.

ДФ –Клуб «Спортсмены»: тренажёры, шведская стенка, мячи, скакалки.

Ход мероприятия

Вступительная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в удивительное путешествие по нашему городу. Поехать вы можете в любое место по своему желанию:

  • школу искусств - Клуб «Цветная клякса» ;
  • музей - К луб «ОПЫТные ручки» ;
  • центр народного творчества – Клуб «Северная мозайка»;
  • дом культуры – Клуб «Музыкалочка;
  • дом физкультурника – Клуб «Спортсмены».

Но сначала нам надо выбрать куда и приобрести билеты.

Дети выбирают понравившийся клуб и «Покупают» билет. Затем им раздается маршрутный лист, они рассматривают их и уточняют места, где расположены клубы. Воспитатель напоминает о правилах поведения во время клубного часа, и чтобы дети не забыли взять с собой маршрутные листы и билеты. Звонок оповещает о том, что клубный час начался.

Самостоятельная деятельность детей.

Дети выходят из групп и отправляются в «путешествие» по городу согласно выбранным маршрутам.

Организация работы клубов

ДШИ - Клуб «Цветная клякса» - помещение группы «Морошка». Воспитатель встречает детей и предлагает познакомиться с нетрадиционными техниками рисования

Краеведческий музей - Клуб «ОПЫТные ручки» - помещение группы «Незабудки». В роли экскурсовода выступает профессор «Почемучкин», который никак не может разобрать в глобальной проблеме потепления на Севере. Он предлагает совершить квест-открытие в данной проблеме.

ТДНТ – Клуб «Северная мозайка» - помещение музея детского сада.

Детей встречает «Долганская мастерица», в музее расставлены картины с изображением животных Таймыра. Дети при входе в клуб получают карточки на которых нарисованы схематические изображения животных.

Загадки о животных тундры

  • Боится зверь ветвей моих, гнезд не строит птица в них, в ветвях краса и мощь моя, скажите быстро - кто же я? (Олень)
  • Все время по лесу он рыщет, он в кустах кого-то ищет, он из кустов зубами щелк, кто скажите это… (Волк)
  • Этот зверь себе на грех, дорогой имеет мех, двести сорок три стрелка. День и ночь палят в зверька. (Песец)
  • Он, семейства полорогих, коренастый и мохнатый, с закруглёнными рогами обитает в Арктике. Внешне на Быка похожий, шерстью схожий на Барана, неуклюжий только с виду, травку ест, кустарники. К холоду давно привык, кто скажите? … (Овцебык)
  • Бежит с горушки, прижав ушки. (Заяц)

Рассказывает, как о них, о том, как они зимуют, какую пользу они приносят людям в тундре. Дошкольники ставят свои карточки с реальным изображением животных. Затем предлагаю поиграть в игру «Олени и волк», но чтобы воплотиться в «оленей» нам нужно главное украшение оленя – это рога, которые можно сделать своими руками.

На столе лежат уже готовые шаблоны «рожек», заготовки ободков, цветные карандаши, фломастеры.

Изготовление «рожек» оленя из картона.

Подвижная игра «Олени и волк»

А в следующий раз вы узнаете какими игрушками играли дети тундры и даже смастерим сами.

ДК - Клуб «Музыкалочка» - музыкальный зал. На полу лежат искусственные листья деревьев тундры. Муз. руководитель включает аудиозаписи мелодий и песен на осеннюю тематику или исполняет сам. Затем предлагает пройтись по «парку», найти и определить виды деревьев по листьям. После чего дети играют в игру «Собери листья рябины…» и т.д. Далее исполняют песню «Золотые листья» и «Танец осенних листьев».

ДФ –Клуб «Спортсмены» - спортивный зал. Инструктор предлагает позаниматься спортом, чтобы укрепить здоровье перед долгой полярной зимой и проводит «веселую зарядку». Далее дети по собственному желанию выбирают тренажеры, беговую дорожку или играют в подвижные игры.

Через час повторный сигнал, который звучит во всех клубах оповещает о завершении клубного часа, и дети возвращаются в свои группы.

Заключительная часть.

После возвращения в группу дети садятся с воспитателем в круг на ковре и проводят вечерний сбор, обсуждая, что интересного они узнали, увидели. Особое внимание он обращает на то, как дети себя вели, нарушали ли правила. В заключении воспитатель приглашает детей на следующий клубный час, чтобы узнать что-то новое.

Киселева Александра
План-конспект клубного часа в ДОУ «Путешествие в страну сказок»

План – конспект клубного часа в ДОУ на тему : «Путешествие в страну сказок » .

Основной целью клубного часа является : развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.

Педагогическая технология «Клубный час » заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Основные задачи «Клубного часа » :

воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

учить детей ориентироваться в пространстве ;

воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

формировать умение проявлять инициативу, с благодарностью относиться к помощи;

формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;

помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Тип клубного часа : деятельностный.

Предварительная работа :

Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения) .

С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа : организуется дискуссия, во время которой дети узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час » , что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти; объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит; устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил. Каждый ребёнок планирует , куда он хочет пойти. Даётся инструкция : «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения :

- «Говори «здравствуйте» и «до свидания» , когда входишь в другую группу»;

- «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь» ;

- «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми» ;

- «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа » ;

- «Говори спокойно» ;

- «Ходи спокойно» ;

- «Возвращайся в группу по сигналу звонка» ;

- «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал».

Оборудование : колокольчик; фишки с изображениями сказок ; атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Больница для животных» ; различные материалы для поделки «Домик для поросенка» ; проектор; разрезные картинки с инструментами; игрушки по теме каждого центра; картинки с изображением птиц; карандаши и бумага для рисования; семь лепестков разного цвета.

«Доктор Айболит»

2 центр – спортивный зал «Три поросенка»

3 центр – музыкальный зал «Бременские музыканты»

4 центр – кабинет психолога «Гадкий утенок»

5 центр – кабинет логопеда «Цветик семицветик»

Ход мероприятия:

Предлагаем вам, ребята, выбрать в какую сказку вы хотите сегодня попасть (дети выбирают фишку с изображением сказки ) .

Все ребята определились, чем они будут сегодня заниматься? Поспешим! Но не забудьте, что по звону колокольчика мы собираемся в своей группе. Дети и воспитатели расходятся по клубным центрам .

1 центр – медицинский кабинет «Доктор Айболит» :

Воспитатель : Ребята, у нас в гостях животные, но они здесь оказались не просто так, все они больны.

А вы знаете, какой доктор лечит животных? Правильно это – ветеринар.

Кто из вас помнит сказку , про такого доктора? Конечно «Доктор Айболит» .

Айболиту пришлось срочно уехать в другую больницу на помощь маленьким крокодилам, у них ветрянка.

Кто же поможет животным, которые остались здесь? Да, давайте мы им поможем.

Проводиться сюжетно – ролевая игра «Больница для животных»

Дети распределяют роли с помощью воспитателя и вносят свои изменения по ходу развития игры.

Молодцы ребята! Вы справились, вылечили всех животных и помогли доктору Айболиту!

2 центр – спортивный зал «Три поросенка» :

В зале, на столе, стоят три игрушки : поросята в разных костюмах.

Воспитатель : Ребята, вы знаете, кто это? Из какой сказки они пришли ? (указывает на стол) . Правильно, это герои сказки «Три поросенка» .

Кто сможет назвать их имена? (вспоминаем имена поросят) .

Чего здесь не хватает? (волка, домиков) .

Поросята очень грустные, они не могут построить свои домики, у них нет материалов, волк все забрал и ушел в лес, но он скоро вернется, а поросятам негде спрятаться.

Что же делать, ребята? (ответы детей) . Это хорошая идея, мы поможем поросятам построить домики!

На столах разложены различные материалы, вы можете взять все, что вам необходимо и построить домики для поросят.

А вы помните, какие домики были у поросят? (называем) . Вы можете смастерить домик из любого другого материала.

Поросята, вам очень благодарны за такие замечательные домики, теперь волк до них не доберется! (оформляем выставку детских поделок)

3 центр – музыкальный зал «Бременские музыканты» :

Изображение на слайде : бременские музыканты без инструментов.

Ребята, вы узнали этих героев? Это бременские музыканты.

Им нужна наша помощь. Они отправились в гастрольный тур, но дороги очень плохие, их транспорт так трясло, что все инструменты оказались сломаны.

Поможем музыкантам собрать из частей, целые инструменты?

Посмотрите, какими они должны быть (слайд с изображением инструментов) .

Какие звуки издают эти инструменты? Попробуйте изобразить.

А теперь послушаем, как они звучат (включаем запись) .

Ну, приступим!

На столах лежат (разрезные картинки) части разных инструментов, из них мы и соберем целые (воспитатель помогает детям, если они испытывают затруднения) .

Да, теперь инструменты у бременских музыкантов будут звучать еще лучше!

Благодаря вам, ребята, музыканты могут отправиться дальше.

Слайд : бременские музыканты с инструментами.

Они говорят вам, - Спасибо!

4 центр – кабинет психолога «Гадкий утенок» :

Воспитатель : Ребята, посмотрите на картинки, у меня на столе, что их объединяет? Правильно, это все птицы.

Давайте вспомним сказки про птиц : «Дикие лебеди» , «Золотой гусь» , «Гадкий утенок» и др.

Какие птицы были в сказке «Гадкий утенок» ?

Какие из них были домашними, а какие дикими?

А каких еще птиц вы знаете? (ответы детей) .

Чем они отличаются? (окрас, размер и т. п.) .

Рассмотрим строение птицы (голова, клюв, крылья) .

Предлагаю вам нарисовать любую птицу, цветными карандашами.

Какие красивые птицы у вас получились ребята! Мы обязательно сделаем выставку ваших работ, чтобы все увидели ваши рисунки. Молодцы!

5 центр – кабинет логопеда «Цветик семицветик» :

Воспитатель : Ребята, перед вами, на столах лежат лепестки, они разного цвета.

Какую сказку напоминают эти лепестки? Сказку «Цветик семицветик» .

Вспомним кратко содержание сказки .

Что еще напоминают эти лепестки? Радугу.

Предлагаю вам поиграть, для этого, вы должны найти в кабинете предметы, таких же цветов, что и наши лепестки, и положить их рядом с лепестком такого же цвета.

Хотите поиграть? Тогда начинаем!

А теперь посмотрим, что у нас получилось.

Назовите предметы и их цвета (синий обруч, красный кубик, желтая лейка, зеленая машина и др.)

Предметов, какого цвета оказалось больше? Давайте сосчитаем.

Вам понравилась игра?

Молодцы, вы хорошо справились!

По звону колокольчика все участники собираются в своей группе, садятся в «Рефлексивный круг» и начинается обсуждение, где каждому задаются вопросы :

Где ты был?

Что тебе запомнилось?

Хочешь ли ты ещё раз туда пойти, почему?

Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Марина
Педагогическая технология в ДОУ «Клубный час»

Педагогическая технология в ДОУ - «Клубный час »

Педагогическая технология «Клубный час » заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу.

Эта технология уже более 15 лет успешно применяется в нескольких детских садах г. Москвы. Она не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Нами были определены основные задачи «Клубного часа » :

Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

Учить детей ориентироваться в пространстве;

Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

Формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

Формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

Формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;

Поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;

Помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования, переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Проведению «Клубного часа » предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов . Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа » , а также предлагать свою новую тематику и т. п.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют :

1) тематику «Клубных часов » , перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час » может проводиться в различных формах : как образовательная деятельность в утренние часы, как деятельность в группах по интересам в вечернее время, как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.

Можно выделить следующие типы «Клубного часа » :

Свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;

Тематический. В этом случае «Клубные часы » включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт» ;

Деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа » положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном – спектакль, в одной группе «пекут пирожки» , в другой – шьют платья куклам и т. д. ;

Творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе » для всех детей.

2) периодичность и длительность «Клубного часа » . Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа » – его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;

3) правила поведения детей во время «Клубного часа » :

- «Говори «здравствуйте» и «до свидания» , когда входишь в другую группу»;

- «Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь» ;

- «Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми» ;

- «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа » ;

- «Говори спокойно» ;

- «Ходи спокойно» ;

- «Возвращайся в группу по сигналу звонка» ;

- «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал»;

4) организационные моменты «Клубного часа » . Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа » ответственный проходит по всем этажам (группам, например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;

5) порядок начала программы «Клубного часа » . Коллектив ДОО определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу » .

С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа :

1) организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час » , что они будут делать вовремя этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;

2) обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;

3) объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;

4) выдается план (карта, что и где происходит, в зависимости от того, какой вид

«Клубного часа » планируется, - тематический, деятельностный или творческий;

5) устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.

Непосредственно перед проведением «Клубного часа » дети обсуждают все правила. Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция : «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

6) после завершения «Клубного часа » , все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка, начинается обсуждение – рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и терпеливо ожидали своей очереди говорить.

Обсуждаются такие вопросы :

Где ребёнок был?;

Что тебе запомнилось?;

Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?;

Планировал ли ты перед «Клубным часом » куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?

Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа » и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.

7) после проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели , педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том :

Что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;

Как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей) ;

Соблюдали ли дети правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;

Какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе » .

При реализации данной технологии возникли вопросы , касающиеся проведения «Клубного часа » . После первых мероприятий стало ясно, что не все дети могут соблюдать правила. Тогда была введена система «Красных кружков» . Каждому ребёнку, на время «Клубного часа » , выдаётся по три красных кружка, которые он кладёт в специально сделанную им самим сумочку. Кружки может забрать любой взрослый, если ребёнок не соблюдает правила поведения во время «Клубного часа » . На рефлексии по окончании мероприятия ребёнок выкладывает кружки перед собой, при нехватке у него одного или двух кружков, он должен будет рассказать, кто и за что их у него забрал. сли у ребёнка забирают один кружок, он сразу идет в свою группу, но не пропускает следующий «Клубный час » . Если же забирают два или три кружка, то следующий «Клубный час » ребенок пропускает.

Опыт показал, что детям «Клубный час » очень нравится. Дошкольники с нетерпением ждут его начала. Просят родителей обязательно привести их в детский сад в день его проведения. Постоянно спрашивают воспитателей с тревогой, а будет ли «Клубный час » . Родители поначалу беспокоятся о безопасности своего ребёнка во время мероприятия. Однако, видя его реакцию и очевидную пользу для детского развития, заинтересованно относятся к «Клубному часу » , стремясь приводить ребёнка именно в день его проведения.

Как отмечалось, во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь» ). При этом на начальной стадии проведения «Клубного часа » для детей желательно организовать самые разнообразные занятия : изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным. А для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая. Впервые дети оказываются не гостями, а хозяевами детского сада. Как из запертой клетки, выбираются они из групповой комнаты. Вырвавшись из-под неусыпной опеки, дети очень быстро приобретают умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца. Они легко усваивают, что такое час. и намечают, как его лучше провести. А ведь, судя по опросу родителей, 80% дошкольников даже дома никогда не планируют свое время и деятельность. «Клубный час » доказал : пяти- и шестилетки не только в состоянии воспользоваться предоставленной свободой, но и способны сделать определённые выводы. Один рассуждает : «Сегодня мне не удалось побывать везде, где хотелось. Я очень долго играл в физкультурном зале. Но в следующий раз я все успею». Другой сокрушается : «Вначале я перебегал из группы в группу, а потом не успел порисовать» .

Поначалу некоторые воспитатели и педагоги скептически относятся к «Клубному часу » . Среди детей всегда находятся такие, кому не очень интересно в помещениях, где не организована какая-либо деятельность при помощи взрослых. Они часто нарушают правила, проверяя границы пространства и дозволенного. Но примерно к шестому мероприятию намечается резкая тенденция на снижение нарушения правил, взрослые больше и разнообразнее предлагают виды деятельности, а дошкольники– свои проекты. Также регулярное проведение рефлексии, обсуждение в кругу того, что происходило во время «Клубного часа » , дисциплинирует детей не только вовремя самого мероприятия, но и в другие режимные моменты, что позволило установить более тесный контакт и понимание между детьми и взрослыми. Они становятся отзывчивее друг к другу. Снижаются конфликты среди детей во время проведения групповых занятий. Воспитатели используют рефлексию и в другие режимные моменты.

По не очень понятной причине слабо осваиваются «Клубные часы » на участке детского сада, несмотря на то что это самое простое для реализации. В перспективе планируется помощь старших детей воспитателю в проведении занятий с малышами, в освоении пространства дошкольной организации : старшие будут брать младших по их желанию за руку и проводить по территории детского сада во время «Клубного часа » и приводить обратно в группу после его окончания. Таким образом, постепенно все дети ДОО включаются в «Клубный час » .

В целом регулярное проведение «Клубного часа » 1 раз в неделю, даже в течение полугода позволяет зафиксировать следующие изменения у детей :

Дошкольники узнают большинство детей сада иотносятся к ним более дружелюбно;

Дети более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада;

У многих детей снижается уровень агрессивности, особенно в время проведения «Клубного часа » ;

Воспитатели практически перестают делить детей на своих и чужих, проявляют больше самостоятельности в творчестве не только в организации «Клубного часа » , но и в другие режимные моменты;

Родители постепенно меняют своё скептическое отношение к детскому саду(«Неужели такое возможно в обычном детском саду!» ) и стремятся к сотрудничеству с ним.

При проведении свободного «Клубного часа » , во время которого дети самостоятельно организуют своё общение и деятельность – в основном, игру – могут возникнуть трудности, связанные с тем, что современные дошкольники не умеют играть. Зачем ребёнку игра? Каковы её функции? Почему ребёнок не играет? Какова роль семьи в развитии игровой деятельности ребёнка? Постараемся ответить на эти вопросы.

Алёна Богачёва
Педагогическая технология «Клубный час»

Актуальность

Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой любой воспитатель – социализация воспитанников. Процесс этот долгий, длится, наверное, всю жизнь, но у его истоков стоит детский сад. Именно здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами большого детского коллектива, здесь формируются основы патриотических чувств детей. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации наших малышей в школе и в дальнейшей жизни.

Внедрение новых технологий социализации детей в дошкольном учреждении. таких технологий развития саморегуляции поведения дошкольников - «Клубный час » . Педагогическая технология «Клубный час » заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения.

Для успешного внедрения этой технологии является огромное желание и участие всего педагогического коллектива , чтобы заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства

Цель технологии «Клубный час » - позитивная социализация ребенка в условиях ДОУ

Задачами «Клубного часа » являются :

воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;

обучение ориентировки в пространстве;

воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;

закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;

поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;

приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Типы «Клубного часа » :

«Свободный» - когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;

«Тематические» - которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос» , это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт» ;

«Деятельностный» -- когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.

Проведению «Клубного часа » предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов . Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа » , а также предлагать свою новую тематику и т. п.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют :

1. Тематику «Клубных часов » , перспективный тематический план К. Ч. на полугодие.

2. Определяют периодичность и длительность К. Ч., как правило, 1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем. Одним из главных условий проведения К. Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа »

4. Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.

5. Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.

Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа »

Говори «здравствуйте» и «до свидания» , когда входишь в другую группу.

Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.

Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ

Говори спокойно.

Ходи спокойно.

Возвращайся в группу по сигналу звонка.

Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.

Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.:

Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа » , закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.

Педагоги определяют сигнал окончания К. Ч., например звонок колокольчика, когда ответственный проходит по всем этажам (группам, давая знак детям, что пора возвращаться в свои группы.

Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.

C детьми старшей и подготовительной групп так же проводятся предварительная работа :

· Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный час » , зачем он нужен, что мы будем делать во время К. Ч. и кто хотел бы на него пойти?»

· Во-вторых, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся.

· В-третьих, определяются какие есть помещения в детском саду. Как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.

· В-четвертых, выдается план (карта, что, где происходит, если это «тематический» или «деятельностный» К. Ч.

Непосредственно перед проведением первого К. Ч. дети обсуждают все правила, они кратко повторяются перед каждым К. Ч. Затем дается инструкция : «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».

После завершения К. Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Где ребенок был?

Что ему запомнилось?

Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?

Планировал ли он перед К. Ч. куда-то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К. Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого К. Ч. на педагогическом совете воспитатели , педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, о том :

Что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей?

Как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей,

Соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты.

Какие задачи необходимо решать на предстоящем К. Ч

Вывод :

В целом регулярное проведение К. Ч. раз в неделю, уже в течении 5-ти месяцев позволит зафиксировать следующие изменения у детей :

Они узнают большинство детей сада, станут относиться к ним более дружелюбно, станут более подробно и открыто сообщать о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью подобных технологий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей и т. д.