Вредные советы: как не надо вести себя с подчиненными. Как подчинить себе подчиненных? Психология управления людьми Как себя вести с подчиненными

В пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» Элиза Дулитл объясняет: «Понимаете, ясно как божий день, что, кроме вещей, которым может научиться любой (манера одеваться, правильная речь и тому подобное), разница между леди и цветочницей - не в том, как они ведут себя, а в том, как с ними обращаются. Для профессора Хиггинса я всегда буду цветочницей, потому что он обращается со мной как с цветочницей, и всегда будет так обращаться; но я знаю, что с вами я могу быть леди, потому что вы обращаетесь и всегда будете обращаться со мной как с леди».

Некоторые руководители всегда обращаются со своими подчиненными так, что те превосходно выполняют свою работу. Но чаще всего руководители, подобно профессору Хиггинсу, хотя и неумышленно, ведут себя с подчиненными так, что те работают хуже, чем могли бы, исходя из их способностей. Манера обращения руководителя с подчиненными неуловимым образом определяется тем, чего он ожидает от них. Если руководитель ожидает от своих подчиненных многого, их работа, скорее всего, будет превосходной. Если же уровень ожидания руководителя в отношении подчиненных низкий, то, вероятнее всего, они будут работать плохо. Примерно так, как если бы существовал закон улучшения или ухудшения производственных показателей у подчиненных в зависимости от ожиданий руководителя.

Врачи и ученые, изучающие проблемы поведения, давно признали, что ожидания одного человека в отношении другого оказывают сильное воздействие на поведение последнего; недавно с этим согласились и преподаватели. Но важность ожиданий руководителя в отношении выполнения подчиненными индивидуальной или коллективной работы до сих пор толком не осознается. Мы документировали это явление, исследуя множество конкретных ситуаций по поручению крупных промышленных предприятий в течение последнего десятилетия. Эти случаи, наряду с другими свидетельствами, почерпнутыми из научных исследований, показывают, что:

    ожидания руководителей в отношении подчиненных и манера обращения с ними в значительной степени определяют производственные показатели подчиненных и их карьерный рост;

    характерная отличительная черта лучших руководителей - это склонность иметь высокий уровень ожиданий в отношении работы подчиненных, которые те оправдывают;

    менее успешные руководители не в состоянии развить у себя подобную склонность, и вследствие этого их подчиненные работают менее эффективно;

    подчиненные чаще всего делают то, что, по их мнению, от них ожидают.

Влияние ожиданий одного человека в отношении другого на поведение последнего отнюдь не является открытием в сфере бизнеса. Более полувека назад Альберт Молл на основании своего клинического опыта пришел к выводу, что люди склонны вести себя так, как от них, по их мнению, того ожидают. Исследованный им феномен самореализующихся пророчеств в последнее время стал вызывать большой научный интерес. Например:

    В ряде научных экспериментов Роберт Розенталь из Гарвардского университета продемонстрировал, что «ожидания преподавателя в отношении интеллектуальных возможностей ученика часто играют роль самореализующегося пророчества в образовании этого ученика».

    В эксперименте в рамках летней программы Headstart для 60 дошкольников сравнивались показатели учеников двух групп. Преподаватели первой из них склонны были ожидать от своих учеников относительно медленного прогресса в обучении. Во второй группе преподаватели считали, что их ученики имеют превосходные интеллектуальные данные и способности к обучению. Ученики второй группы обучались намного быстрее.

Кроме того, медики давно уже поняли, что ожидания терапевта или психиатра могут оказывать огромное влияние на физическое или психическое состояние пациента. Образ мыслей пациентов и врачей, особенно если их ожидания совпадают, может во многом определять результаты лечения. Например, после пессимистического прогноза врача состояние пациента часто резко ухудшается. Хорошо известно также, что эффективность нового лекарства или нового метода лечения во многом зависит от ожиданий врачей (то, что медицинские работники называют эффектом плацебо).

Схема «планирования неудачи»

Если руководители дают понять работающим у них людям, что те - «суперсотрудники», последние стараются соответствовать этому представлению о себе и делать то, чего, по их мнению, руководители ожидают от них. Но если к агентам с низкими производственными показателями их менеджеры относятся как к не имеющим «никаких шансов» на успех, эти негативные ожидания тоже превращаются в самореализующиеся пророчества руководителей.

У неудачливых сотрудников, занимающихся продажами, возникают серьезные трудности в плане поддержания уверенности в себе и высокой самооценки. Реагируя на низкие ожидания руководителей, они обычно стараются не допустить дальнейшего ущемления своего самолюбия, избегая ситуаций, которые могли бы привести к еще большему провалу. Они или уменьшают число коммерческих запросов, или стараются избегать завершения сделок, если это может привести к очередному болезненному отказу, а иногда делают и то и другое одновременно. Низкий уровень ожиданий и ущемленное самолюбие формируют у них такую манеру поведения, которая повышает вероятность неудачи, в соответствии с ожиданиями руководства.

Руководители не могут предотвратить неблагоприятное воздействие низких ожиданий на работу подчиненных, просто скрывая от них свои чувства. Если они заранее предполагают, что подчиненные будут работать плохо, то практически не в состоянии замаскировать свои ожидания, потому что эта информация обычно передается ненамеренно, без каких-либо осознанных действий с их стороны.

На самом деле зачастую руководители подают ясный сигнал как раз тогда, когда они полагают, что свели общение к минимуму. Например, если руководитель мало говорит, становится холодным и необщительным с подчиненным, это обычно служит признаком того, что он им недоволен или вообще уверен, что в плане работы на него надеяться невозможно. Во многих случаях молчание передает негативное отношение даже более эффективно, чем откровенно выраженный упрек. Самая важная информация, касающаяся ожиданий босса, выражается не в том, что именно и сколько говорит босс, а скорее, в стиле его поведения по отношению к подчиненным. Безразличная и отстраненная манера поведения руководителя чаще всего информирует подчиненных о низких ожиданиях в отношении них и действительно вызывает ухудшение производственных показателей.

Прежде чем ожидания руководителей смогут трансформироваться в улучшение производственных показателей у подчиненных, они должны пройти испытание реальностью. Чтобы превратиться в «самореализующиеся пророчества», эти ожидания должны обрести какую-то более четкую форму, нежели просто позитивное мышление и общее доверие к подчиненным (хотя для других целей и сами эти концепции могут быть весьма полезными). У подчиненных не будет мотивации к достижению более высокого уровня производительности, если они не считают высокие ожидания своего босса реалистичными и достижимыми. Если их побуждают стремиться к заоблачной цели, в конечном счете, они прекращают подобные попытки и довольствуются результатами ниже тех, которых способны достигнуть. Это подтверждает опыт одной крупной компании по производству электрооборудования: ее руководство обнаружило, что если нормативы производительности оказываются чересчур высокими, то объемы производства на самом деле даже снижаются, потому что рабочие просто перестают пытаться их выполнять. Иными словами, практика «подвешивать морковку чуть выше, чем ослик может дотянуться», как подтверждают многие менеджеры, не самый удачный мотивационный прием.

Степень мотивации и усилий возрастает до тех пор, пока ожидание успеха не достигнет 50%, затем начинается спад, даже если ожидания продолжают увеличиваться. Если цель воспринимается как достижимая без всяких усилий или же практически недостижимая, это не вызывает мотивации и позитивной реакции.

Кроме того, если подчиненные не могут оправдать ожиданий руководителей, близких к их собственному уровню стремлений, они начинают снижать планку своих целей в работе и руководствоваться более низкими стандартами. При этом производственные показатели постепенно начнут падать, и разовьется негативное отношение к работе или к данному виду деятельности. Поэтому неудивительно, что, если подчиненные не могут оправдать нереалистично высокие ожидания своих руководителей, процент отсева, добровольного или вынужденного, увеличивается.

Секрет эффективности

Ум превосходного руководителя содержит в себе нечто такое, что отсутствует в умах менее эффективных руководителей. Если великолепные руководители способны постоянно проявлять высокие ожидания в отношении работы подчиненных и те им соответствуют, то слабым руководителям не удается добиться подобного эффекта. В чем же причина?

Ответ, вероятно заключается в том, что лучшие руководители в большей степени, чем их менее эффективные коллеги, уверены в своей способности развивать таланты у подчиненных. Вопреки иным возможным предположениям, высокие ожидания лучших руководителей основываются, прежде всего, на том, что они думают о самих себе, то есть о собственной способности отбирать, обучать и мотивировать своих подчиненных. И то, что менеджеры думают относительно самих себя, неуловимо влияет на их отношение к подчиненным, их ожидания в адрес последних и обращение с ними. Если руководитель уверен в своей способности развивать таланты и мотивацию у подчиненных, побуждая их добиваться высоких показателей, он будет многого ожидать от них и, общаясь с ними, будет уверен, что его ожидания оправдаются. Если же он сомневается в своей способности стимулировать подчиненных, он будет ожидать от них меньших успехов и относиться к ним с меньшим доверием.

Можно выразить то же самое несколько иначе: собственные успехи лучших менеджеров и их уверенность в своих способностях повышают вероятность формирования у них высоких ожиданий в отношении подчиненных. В результате, их подчиненные воспринимают эти ожидания как реалистичные и настойчиво пытаются добиться ожидаемых показателей.

Ожидания руководителя действуют на молодых людей самым волшебным образом. У зрелых подчиненных, уже имеющих значительный опыт, представления о самих себе постепенно «костенеют», и они начинают смотреть на себя, так сказать, через свой послужной список. Их собственные стремления и ожидания их начальников все больше определяются «реальностью» их прошлых показателей. Поэтому и им самим, и их руководителям становится все труднее формировать взаимные высокие ожидания, если только в прошлом они не достигали выдающихся результатов.

Те же самые стереотипы поведения имеют место и в школах. Эксперименты Розенталя с «самореализующимися пророчествами» в сфере образования наглядно демонстрируют, что ожидания преподавателей оказывают более сильное влияние на интеллектуальный рост у детей младшего возраста, чем у ребят постарше. В младших классах, особенно в первом и втором, влияние ожиданий преподавателей на детей чрезвычайно велико. В старших классах прогнозы преподавателей, по-видимому, не очень сильно влияют на интеллектуальное развитие детей, но они влияют на их мотивацию и отношение к школе. Хотя такое уменьшение влияния ожиданий преподавателей на детей до конца объяснить трудно. Разумно будет заключить, что дети младшего возраста более послушны, у них окончательно не определены представления о своих способностях и репутация в классе. С возрастом, особенно, если учащиеся попадают в группы, формируемые по способностям или по интересам, как это теперь часто делается в общеобразовательных школах, их вера в собственные интеллектуальные способности и ожидания преподавателей в отношении них начинают закрепляться и все меньше поддаются влиянию со стороны.

Залог будущих достижений

Первые годы работы, когда молодые люди легко поддаются влиянию ожиданий руководителей, являются крайне важными для определения их будущих производственных показателей и карьерного роста. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в AT&T.

Берлю и Холл обнаружили, что именно первоначальные ожидания компании в отношении 49 выпускников вузов, принятых на работу в качестве менеджеров, оказали наибольшее влияние на показатели их последующей работы и дальнейшие успехи. Исследователи пришли к заключению, что связь между тем позитивом, который компания ожидает от своего сотрудника в первый год, и вкладом этого сотрудника в работу компании в течение последующих пяти лет «слишком очевидна, чтобы ее можно было игнорировать».

Позже Берлю и Холл проследили также карьерный рост 18 выпускников, принятых в качестве стажеров в другое оперативное подразделение AT&T. И здесь они снова обнаружили тесную связь между ожиданиями в отношении молодых сотрудников и показателями их работы на первом году - с одной стороны, и показателями работы в последующие годы и продвижением по служебной лестнице - с другой.

«На первом году происходит нечто важное.., - констатируют Берлю и Холл. - Стремление соответствовать высоким ожиданиям компании во время решающего первого года работы ведет к формированию позитивного отношения к работе и высоких стандартов; это отношение и стандарты, в свою очередь, прежде всего, ведут к высокому качеству работы, что еще больше их укрепляет, а позже способствуют блестящей карьере. Из этого следует также, что новый менеджер, который успешно справляется с одной ответственной работой, получит еще более ответственное задание, и его вклад в деятельность компании будет увеличиваться, поскольку он будет реагировать на растущие ожидания компании в отношении него. Ключевой фактор... понимание того, что первый год - важнейший период обучения, время, когда стажер обладает уникальной готовностью развиваться и меняться в направлении, соответствующем ожиданиям компании».

Первый руководитель молодого человека, вероятно, окажет наибольшее влияние на его карьеру. Если руководитель не способен или не желает развивать у молодых сотрудников навыки, необходимые для эффективной работы, у них формируются заниженные, по сравнению с возможностями, личные стандарты. То же происходит и с самооценкой, у них развивается отрицательное отношение к работе, к своей компании и, вероятнее всего, ко всей карьере в бизнесе. Поскольку с таким первым руководителем возможности успешного продвижения по служебной лестнице у молодых сотрудников резко сокращаются, то, при наличии честолюбивых устремлений, они будут уходить в другие места в надежде найти для себя лучшие возможности. И, наоборот, если первый руководитель помогает новичкам максимально реализовать их потенциал, тем самым он закладывает основы их будущей успешной карьеры.

Для подтверждения важности роли первого босса в формировании личности менеджера позвольте нам обратиться к сфере продаж, потому что достижения в этой области легче поддаются измерению, чем в большинстве других областей. Рассмотрим следующие примеры:

    Исследуя карьерный рост ста страховых агентов, начинавших работу под руководством очень сильных или, наоборот, очень слабых начальников, Ассоциация управления агентствами по страхованию жизни обнаружила, что вероятность успеха у сотрудников со средними тестовыми оценками коммерческих способностей, начинавших работу под руководством хороших менеджеров, была почти в пять раз выше, нежели у таких же сотрудников, начинавших при слабом начальнике, а у сотрудников с прекрасными коммерческими способностями, работавших под руководством хороших менеджеров, вероятность успеха была вдвое выше, чем у тех, кто попал к слабому руководителю.

    Страховая компания Metropolitan в 1960 г. установила, что разница в производительности труда начинающих страховых агентов, имеющих примерно равные коммерческие способности, может объясняться исключительно различиями в способностях руководителей офисов, в которые они были назначены. Оказалось, что агенты, чья производительность была высокой, по сравнению с тестовыми оценками их способностей, работали только в офисах, которые по своим производственным показателям относились к лучшей, верхней трети офисов компании. И, наоборот, те агенты, у которых производительность, с учетом их тестовых оценок, была низкой, как правило, работали в наименее эффективных офисах. После анализа всех факторов, которыми можно было бы объяснить эти различия, специалисты компании пришли к выводу, что различия в производительности новых агентов связаны, прежде всего, с различиями в уровне обучения и руководства между местными менеджерами.

    Проведенное мною исследование эффективности работы продавцов автомобилей в отделениях компании Ford в Новой Англии показало, что лучшие продавцы были сконцентрированы в немногих отделениях, работающих с максимальной эффективностью. Например, 10 из 15 лучших продавцов в Новой Англии трудились в трех отделениях (а всего их здесь примерно двести), причем пятеро из этих 15 сотрудников - в одном и том же, очень успешном. Из них четверо ранее работали у других дилеров, не выделяясь своими коммерческими достижениями. Не приходится сомневаться в том, что наличие навыков обучения и мотивации подчиненных у руководителей лучших дилерских офисов играет решающую роль.

Обучение молодых сотрудников

Заметив, что согласно результатам исследования, проведенного в AT&T, «первоначальные ожидания компании в отношении эффективности работы (при реальной ответственности) сотрудника формируют последующие ожидания в отношении этого сотрудника и его поведение», Р. Дж. Уолтерс-младший, отвечающий за прием выпускников вузов в AT&T, утверждает, что «первыми начальниками принимаемых на работу выпускников должны быть лучшие менеджеры компании». К сожалению, в большинстве компаний практика прямо противоположная.

Дипломированные новички редко работают под непосредственным руководством опытных менеджеров среднего уровня или старших руководителей компании. Обычно их непосредственными начальниками становятся менеджеры низшего уровня, как правило, имеющие минимальный опыт и работающие с наименьшей эффективностью. Конечно, бывают и исключения, но обычно менеджеры низшего звена - это либо «старые профи», неспособные на более ответственную работу, либо молодые сотрудники на стадии перехода из исполнителей в управленцы. Этим менеджерам часто недостает знаний и навыков, необходимых для развития деловых способностей у своих подчиненных. В результате, многие выпускники начинают свою карьеру в бизнесе в наихудших из всех возможных обстоятельств. Видя, что их способности не развиваются и не используются, они, естественно, очень скоро начинают отрицательно относиться к своей работе, к своим нанимателям и к своей карьере в бизнесе.

Хотя большинство высших руководителей пока не осознало этого, важнейшей задачей индустрии является прекращение подобной практики «недоразвития и недоиспользования», неэффективного управления и неэффективного использования своего самого ценного ресурса: организаторских и профессиональных талантов у молодых.

Высшим руководителям в промышленности, озабоченным эффективностью своих предприятий и карьерой молодых служащих, суть проблемы ясна: необходимо ускорить подготовку менеджеров, которые смогут обращаться со своими подчиненными таким образом, чтобы вести их к высоким производственным показателям и обеспечить удовлетворение их карьерных амбиций. Менеджеры не только формируют у подчиненных ожидания и представления об эффективной работе, но и влияют на их отношение к своей работе и к самим себе. Если квалификация менеджера низкая, он оставляет своего рода шрамы на карьере молодых сотрудников, глубоко задевает их чувство собственного достоинства и умаляет их представление о себе как о личности.

Если же руководитель имеет высокую квалификацию и уровень его ожиданий в отношении подчиненных тоже высок, уверенность подчиненных в себе растет, их способности развиваются, и их эффективность будет высокой. Руководитель выступает в роли Пигмалиона гораздо чаще, чем сам это осознает.

Ретроспективный комментарий

Когда 19 лет назад я описывал феномен «самореализующихся пророчеств» руководителей, это было нечто загадочное. В то время могучее влияние ожиданий начальников на развитие, мотивацию и показатели работы их подчиненных еще широко не осознавали. Однако сейчас «эффект Пигмалиона» уже хорошо известен.

Недавнее исследование подтвердило, что эффективные лидеры обладают способностью формировать высокие ожидания в отношении продуктивности подчиненных, которые те оправдывают. Поэтому каждый менеджер должен понимать, каким образом действует «эффект Пигмалиона».

То, что думают менеджеры о себе и о своих способностях, самым непосредственным образом влияет на эффективность их самореализующихся пророчеств. Наше исследование эффективных лидеров позволило с уверенностью утверждать, что ключевой фактор... то, что мы называем... положительной самооценкой... Сила положительной самооценки, по-видимому, проявляется в формировании под ее влиянием у других людей чувства доверия и высоких ожиданий, что весьма напоминает легендарный «эффект Пигмалиона».

Ваша организация может помочь вам определить знания и навыки, необходимые вам для эффективного выполнения работы. Руководители могут давать задания, стимулирующие ваше развитие как специалиста. Но ответственность за профессиональный и карьерный рост лежит все-таки на вас самих.

Необходимо сказать еще несколько слов предостережения. Менеджеры часто невольно демонстрируют подчиненным свои низкие ожидания по отношению к ним, даже если сами этого не замечают. При этом они становятся «отрицательными Пигмалионами», то есть подрывают у сотрудников уверенность в себе и снижают эффективность их работы. Поэтому менеджеры должны чрезвычайно внимательно следить за собственным поведением и его влиянием на подчиненных. Они должны всячески избегать таких форм обращения с подчиненными, которые заставляют тех чувствовать себя неэффективными работниками, снижают их самооценку и продуктивность.

Разница между хорошим и плохим работником определяется не столько зарплатой, сколько отношением к нему. Любой руководитель может научиться обращаться со своими подчиненными так, чтобы сформировать и у себя, и у них взаимные ожидания прекрасных результатов работы. Самые успешные руководители именно так и поступают.

Джон Стерлинг Ливингстон, преподаватель Гарвардской школы бизнеса

Дата публикации: 14.05.17

Быть начальником – это довольно тяжелый труд. И ноша эта особенно тяжела, когда она лежит на женских хрупких плечах. Как вести себя с подчиненными, чтобы на работе сохранялся благоприятный климат и при этом коллектив работал, как отлаженный механизм?

Для того, чтобы дальнейшая карьера бизнес-леди благополучно развивалась, необходимо умело сочетать справедливость и строгость, видимость уступчивости и требовательности, следует подключить и такие ресурсы, как хитрость, женское обаяние, решительность и ряд других качеств.

Вы должны усвоить, что правильный путь руководства оказывает решающее воздействие на результаты деятельности коллектива. В руководстве нет мелочей, каждый ваш жест, слово фиксируется в сознании ваших подчиненных.

Системы руководства

Существуют две наиболее эффективные системы руководства: демократическая и командная.

При демократическом стиле между подчиненными и начальником нет отчуждения, не стоит стена субординации. Начальник использует не принуждения, а философию убеждения. Тогда подчиненные чувствуют себя участниками командной работы.

При командном стиле руководства «человеческий фактор» почти не учитывается. Подчиненные должны строго выполнять задачи. В этой системе есть существенный минус – полное отсутствие инициативы подчиненных.

Конечно, при любой системе руководства важно не бросаться в крайности, необходимо вовремя чередовать «пряник и кнут».

Что должен знать руководитель

Прежде всего, запомните, что неформальные отношения на работе вредят делу, поэтому у Вас не должно быть любимчиков. Ну, и конечно, не заводите возлюбленных среди подчиненных, этим Вы поставите себя в зависимое положение.

Но при этом, Вы должны интересоваться важными событиями в жизни своих подчиненных – рождение ребенка, свадьба, юбилей. Проявляйте заботу о своих подчиненных, вовремя назовите по имени, поинтересуйтесь их делами, здоровьем родных – это поднимет настроение работников.

Изучайте возможности своих работников и давайте им задания на грани возможного. Именно так Вы будете стимулировать их к развитию. Однако помните, что задания должны быть реальными, поэтому сначала подумайте, можно ли его выполнить.

Не забывайте, что подчиненные ждут, что к ним будут предъявляться определенные требования, они знают, что за плохую работу с них будут спрашивать. То есть люди ждут от Вас руководства. Вы должны быть решительны и мужественны, если же будете бездействовать, то потеряете авторитет.

Вы должны научить своих подчиненных находить правильное решение вопросов. И если человек пришел к Вам проконсультироваться, то Вы не должны думать за него, Вы должны немного помочь ему, натолкнуть на мысль, а не предложить готовое решение. Прислушивайтесь к советам подчиненного, даже если они не могут быть приняты.

Нельзя отчитывать подчиненных у всех на глазах, делайте это тет-а-тет, так как это может вызвать ненависть к Вам. При небольшой провинности, будьте великодушны. А вот хвалить можно и даже нужно именно публично. Но при этом не стоит провоцировать соперничество в коллективе, нахваливая кого-то одного. Не спорьте по мелочам, будьте выше этого.

Кроме того, Вы должны так подготовить своих подчиненных, чтобы один из них мог Вас заменить. Ведь если руководитель находится в командировке, он все равно отвечает за порученное дело.

— никогда не сидите без дела, это роняет Ваш авторитет;

— советуйтесь со своими подчиненными;

— выполняйте свои обещания;

— не скрывайте от подчиненных ни плохого, ни хорошего. Они должны иметь правильное представление о положении дел;

— не налагайте взыскание в возбужденном состоянии, иначе ошибки неизбежны;

— благодарите подчиненного за качественную работу;

— не прерывайте жалобщика, после его разговора сама собой разрешится часть жалобы;

— будьте вежливы, не раздражайтесь;

— если Вы допустили бестактность, то извинитесь, это повысит ваш авторитет.

Хорошее настроение повышает производительность труда, поэтому Вы должны доброжелательно относиться к людям, уважать их. Не ожидайте, что подчиненный проявит приветливость, а сами начинайте с этого.

Инструкция

Прежде всего, постарайтесь вести себя незаметно. Не пытайтесь поразить начальство своей эрудицией. Ваша первая задача – присмотреться и понять все странности и привычки шефа, сделать выводы об особенностях его характера.

Попытайтесь не поддаваться соблазну обсудить нового начальника с коллегами. Вам пока сказать нечего, да и не нужно, можете только послушать со стороны и сделать соответствующие выводы. В противном случае есть риск остаться без работы.

Не спорьте с шефом напрямую. Даже когда он ошибается, не прав, все равно помните, кто начальник. Если нет выхода и нужно высказать свое мнение, начать разговор следует с фразы: «а что если…», «а может, лучше будет…». Это касается всех вопросов – от текущих производственных вопросов до организации корпоративной вечеринки.

Если же начальник обнаружил ошибку в вашей работе и обрушил на вас весь свой гнев, не вздумайте вспылить в ответ. Выслушайте все, что вам предназначается, а потом спокойно выскажите свою точку зрения.

Может случиться, что шеф окажется тираном и будет изводить вас придирками, придется изобретать свой способ выживания. Главное – сохранять хладнокровие. Покажите начальнику, что вы готовы сотрудничать. Обратитесь к нему за советом, дома тщательно продумайте вопросы для обсуждения. Такой шаг поможет обезоружить даже самого придирчивого человека.

Добросовестно выполняйте свои обязанности и научитесь говорить твердое «нет», если начальник просит вас сделать что-то, выходящее за их рамки. Обязательно нужно научиться постоять за себя. Осмотритесь вокруг: вполне возможно, что уже есть коллега, который поделится опытом. Ведь сущность шефа изменить не получится, разве что найти подходящую стратегию, чтобы ужиться.

Даже в случае, когда начальник оказался либералом, который ходит на работу в одежде спортивного стиля, предлагает называть себя по имени, все равно нужно держать дистанцию. Такое его поведение – не повод хлопать шефа по плечу и вести себя с ним по-панибратски.

Работать с начальником проще, когда он профессионал своего дела, а вот не специалист, скорее всего, попытается переложить на своих подчиненных все обязанности и требовать по максимуму. При наличии у вас достаточной выдержки вы сможете сработаться. Если же найти общий язык не получается, то придется искать новое место работы. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы провести ее в сплошных нервотрепках.

Источники:

  • как вести себя с новым начальником

Каждый руководитель рано или поздно сталкивается с профессиональным бездельником, которого следует заставить трудиться. Эти работники виртуозно владеют искусством отлынивания от какой бы то ни было полезной деятельности. У них всегда есть ответы на все вопросы и претензии, а результат работы, тем не менее, почти нулевой. Разумеется, самый простой выход - это избавиться от балласта и взять на работу нового сотрудника. Но как быть, если время ценно, а работу нельзя останавливать? Успешные руководители знают ответ на этот вопрос.

Инструкция

Составьте или доработайте должностную инструкцию таким образом, чтобы в ней были детально прописаны обязанности в соответствии с занимаемой должностью. Здесь следует разработать , которые станут исходным критерием для оценки результатов деятельности работника. Четко пропишите объем работы и сроки для её сдачи. Постарайтесь избежать расплывчатых формулировок, допускающих вольную интерпретацию перечисленных требований. Передайте должностную инструкцию работнику для ознакомления и потребуйте её подписать. Это позволит требовать от него неукоснительного соблюдения перечисленных обязанностей.

Создайте условия, при которых бездельнику невыгодно или невозможно будет отлынивать . То есть, постоянно контролируя его деятельность, активнее применяйте меры наказания принятые . Это могут быть штрафные санкции за нарушение трудовой дисциплины или невыполнение установленного объема работ. Здесь можно воспользоваться и административным ресурсом для наказания - вынесение выговора или др.

Разработайте систему стимулирования сотрудников за добросовестную работу в рамках Положения о премировании (если оно принято на предприятии). Похвала может стать серьезным стимулом для изменения отношения к труду. Но самым действенным, разумеется, является финансовое поощрение сотрудника. Премия, полученная за небольшое перевыполнение плана, вполне может стать стартом для новых трудовых свершений.

Видео по теме

Обратите внимание

Чем раньше вы определите, возможно ли вообще перевоспитать конкретного тунеядца, тем меньше усилий вам придется затратить, выполняя самому или перераспределяя его работу между сотрудниками. Иногда лучше быстрее расстаться с таким работником, чем безрезультатно пытаться заставить его трудиться.

Полезный совет

Самое главное здесь - контроль неусыпный и постоянный. Пока в вашем подчинении находится такой мастер безделья, вам придется потратить собственное время на то, чтобы приучить его к ответственному отношению к делу. И кто знает, может быть, в результате вы получите ценного работника и достойного сослуживца.

Для того чтобы заставить работника работать, есть только один по-настоящему действенный метод – мотивация. Все люди – разные, поэтому и подбор мотиваторов должен быть индивидуальным. Для кого-то стимулом являются исключительно материальные поощрения, кому-то нужен карьерный рост или признание.

Вам понадобится

  • - Карты мотиваторов на каждого сотрудника;
  • - Ресурсы;
  • - Управленческие решения.

Инструкция

Проведите тестирование, по результатам которого (а также по результатам бесед с ми) составьте индивидуальные мотиваторов. Они должны содержать ответы на вопрос, что именно заставит того или иного сотрудника более качественно исполнять свои обязанности и держаться за . Разрабатывая тесты, важно учесть и сознательные, и бессознательные ожидания персонала.

Суть отношений между начальником и подчиненным кажется предельно простой: начальник приказывает, контролирует и принимает работу подчиненного, подчиненный выполняет даваемые ему задания. Но если бы все было так просто, у руководителей не возникал бы вопрос «Как вести себя с подчиненным?».

В прежние времена немногие начальники беспокоились о том, чтобы выстроить благоприятные отношения с подчиненными. Люди трудились без сна и отдыха за сущие копейки (рабы и крепостные и вовсе бесплатно), а отношение руководства к ним было безразличное, пренебрежительное и нередко жестокое.

И в наше время, к сожалению, есть начальники безнравственные и нечестные , не учитывающие законные права и интересы работников. Это те случаи, когда «людей за людей не считают».

Недобросовестные работодатели пользуются тем, что сегодня многие люди готовы работать подобно рабам, «за еду» или из страха, что при увольнении с нелюбимой и нестерпимой работы они не смогут найти никакую другую (нередко это не просто страх, а реалии безработицы). Это актуальная и болезненная для многих тема, требующая отдельного рассмотрения.

В ХХ веке особую, «защитную» функцию работников стали выполнять профессиональные союзы . Они создавались для того, что разрешать конфликтные ситуации в коллективе и защищать работников от произвола начальства.

Сегодня профсоюзы также функционируют, но жизнь в XXI веке такова, что каждый человек привыкает полагаться только на себя и свои силы и не возлагает особых надежд на то, что в случае неприятностей с начальством, ему поможет коллектив или профсоюз.

Трудовые отношения между работником и работодателем в наши дни регулируются законодательными актами , главным из которых является Трудовой Кодекс. Но закон, к сожалению, не всегда и не всеми соблюдается. Чтобы работник трудился добросовестно, а начальник относился к нему уважительно, не достаточно знать законы и помнить обязанности, описанные в трудовом договоре и должностной инструкции.

В наши дни только плохой начальник не думает о том, чтобы наладить правильные, доверительные, но в то же время учитывающие субординацию, отношения с работающими под его руководством людьми.

Руководство сегодня понимает, что «первую скрипку» в деле успешности и эффективности работы предприятия играет желание работника трудиться, напрямую зависящее от отношения к начальству и непосредственному руководителю.

Все большее количество работодателей стимулируют работников не «кнутом», а «пряником».

Что значит быть подчиненным?

Современный подчиненный это не послушный раб и не безропотный рабочий, это личность с амбициями, потребностями в самореализации, уважении, признании, это образованный и квалифицированный профессионал, с высоким IQ и творческим потенциалом.

Несмотря на то, что на формальном уровне царит принцип господства и подчинения, реальные хорошие рабочие отношения между начальником и подчиненным строятся на равных .

Сегодня, если начальник не соблюдает законные права работника, не уважает его и проявляет свою личную неприязнь через разговор на повышенных тонах, неконструктивную критику, оскорбления, притеснения и так далее, работник имеет право уволиться . Он не обязан оставаться и пытаться наладить отношения с начальником, если этого не желает.

А вот у начальника иная ситуация. Если он хочет, чтобы работа спорилась и его подчиненные трудились «на отлично», он должен стараться выстраивать правильные взаимоотношения с ними, иначе постоянная текучка кадров ему обеспечена.

Именно неумение руководителя грамотно вести себя с подчиненными рождает проблему негативного отношения работника к руководству и своей работе.

Неверно выстроенные взаимоотношения между начальником и подчиненны зачастую являются основной проблемой , хотя начальники, как правило, думают, что все проблемы из-за того, что их подопечные ленивы, глупы или некомпетентны.

Как командовать, не командуя?

И начальники, и подчиненные обычно жалуются на непонимание и нежелание понять друг друга, по факту же проблема в неприятии личности начальника подчиненным и/или наоборот, то есть в личной антипатии и нежелании сотрудничать.

Рабочее общение между начальником и подчиненным, грубо говоря, сводится к тому, что первый отдает приказы, а второй их выслушивает и приступает к выполнению. Поэтому начальнику, прежде всего, нужно научиться правильно отдавать распоряжения .

Намного лучше, когда руководитель не принуждает, а убеждает подчиненного выполнить то или иное задание. Это демократичный подход в управлении, когда подчиненный чувствует себя не марионеткой или простым исполнителем, а соратником, доверенным лицом, участником общего дела.

Пример:

  1. Принуждение: «Напишите отчет до обеда, иначе – выговор».
  2. Убеждение: «Постарайтесь, пожалуйста, написать отчет до обеда. Времени немного, но я в Вас верю. Если успеете, мы сдадим отчет быстрее остальных отделов и выгодно отличимся».
  1. Обращаться к подчиненному по имени . Существуют разные формы обращения, но не так важно на «Ты» или на «Вы», с отчеством или без отчества идет обращение к подчиненному (тут все решает воспитанность и интеллигентность конкретного лица), как сам факт уважительного, личностного обращения к человеку по имени. Просто «Ты», «Он»/«Она», грубое «Эй, ты!» или уничижительное «Этот, в сером пиджаке!» оскорбляет и моментально настраивает против.
  2. Общаться в конструктивном или нейтрально-положительном ключе. Рабочий разговор это не общение двух друзей или врагов, это деловая беседа партнеров, она должно проходить на равных. Одинаково плохо и когда руководитель вступает в слишком теплые отношения с подчиненным и когда он открыто выражает свою неприязнь, без конца неоправданно критикует, отчитывает, ругает.

Поменьше негатива! Если критиковать, то конструктивно и с глазу на глаз, а не прилюдно! Лучше лишний раз похвалить сотрудника за старания, даже если он что-то сделал не так, улыбнуться ему и выразить уверенность, что в следующий раз все получится как надо.


Абсолютно недопустим пренебрежительный, выражающий превосходство или грубый тон речи, насмеши, сарказм, оскорбления и иная вербальная агрессия.

  1. Говорить на «понятном» языке . Если заранее известно, что подчиненный не поймет сложных слов и терминов, лучше избегать их или сразу же после произнесения пояснять их значение.
  2. Задавать вопросы и советоваться . Если задание произносится в вопросительной форме («Сможете Вы завтра сделать еще и эту работу?») или как просьба дать совет («Как Вы считаете, что если сделать так…?»), оно воспринимается не как приказ, а именно как просьба.

Такой прием лучше использовать не слишком часто и не со всяким работником. Если работник, к примеру, хочет занять место своего руководителя, такое великодушие и лояльность он может принять за слабость и «сесть на голову», а потом и «пойти по головам».


Даже если человек на своем месте и работа ему нравится, он не может работать «за спасибо». Пока миром правят деньги, работники будут трудиться за зарплату.

Но дело в том, что зарплата, как правило, остается одинаковой трудится ли работник, вкладывая свою душу, или делает работу «лишь бы сделать».

Чтобы организация была успешной, а коллектив работал как хорошо налаженный механизм, работников нужно мотивировать и материально и нематериально. Работник должен видеть личную выгоду, чтобы у него был интерес к работе, а не просто желание кое-как отработать норму и уйти домой.

Тип авторитетного руководителя и типы подчиненных

Подчиненным приятнее, эффективнее и охотнее работается с теми начальниками, которых они уважают и чей авторитет признают.

Чтобы быть уважаемым подчиненными начальником, рекомендуется стать:


Когда начальник знает о профессиональных возможностях, склонностях, талантах, интересах своего подчиненного и учитывает их, он воспринимается не как «Цербер», а как наставник .

Хотя каждый работник особенный, существует классификация типов подчиненных в зависимости от степени их эффективности в работе:


Это не единственная классификация типов подчиненных, но знание даже одной классификации может подсказать, как найти подход к тому или иному сотруднику.

Именно умение сочетать индивидуальный подход к каждому работнику и выбор мягких, демократичных методов управления всем коллективом и является ответом на вопрос о том, как вести себя с подчиненными.

  1. И. К. Адизес “Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует”
  2. Д. Шервуд “Системное мышление для руководителей. Практика решения бизнес-проблем”
  3. К. Макгофф Искусство управлять. 46 ключевых принципов и инструментов руководителя”
  4. И. Немировский, И. Старожукова “Выдающийся руководитель. Как обеспечить бизнес-прорыв и вывести компанию в лидеры отрасли”
  5. В. Зима “Инструменты руководителя”

Считаете ли Вы мягкий, демократичный стиль управления лучшим?

Этикет руководителя охватывает разные аспекты, но по своей сути – это правила общения и взаимодействия с людьми: коллегами, подчиненными, посетителями, партнерами. Независимо от того, чем руководит человек – отделом в офисе или крупной компанией, от его поведения зависит психологический климат и эффективность работы сотрудников. Соблюдение этикета поможет стать первоклассным руководителем, создать в коллективе благоприятную для работы атмосферу и наладить долгосрочные связи с партнерами.

Основные принципы поведения руководителя

Для эффективной работы руководитель должен выработать тип управления и взаимодействия с подчиненными. Он отвечает за атмосферу в коллективе и должен создать пространство. Если среди сотрудников процветают интриги, склоки и ссоры, начальнику в первую очередь нужно задуматься о своем поведении и манере управления людьми. Принципы поведения и правила руководителя должны включать не только этикет делового общения, но и морально-этические нормы: уважение, заботу, сочувствие, честность, справедливость. При хорошем управлении не бывает плохих взаимоотношений в коллективе.

Качества идеального начальника:

  • вежливость;
  • взаимоуважение;
  • дружелюбие;
  • компетентность;
  • грамотная речь;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • работоспособность.

Взаимоуважение

Компетентный руководитель всегда соблюдает деловой этикет, относится к подчиненным с уважением, без панибратства и фамильярности. Каждый сотрудник, независимо от должности и возраста, в первую очередь человек, заслуживающий уважительного отношения. Чувствуя достойное отношение к себе со стороны начальника, подчиненный будет испытывать признательность и чувство благодарности, что положительно скажется на его работе.

Входя в кабинет или служебное помещение, начальник должен всегда с подчиненными. Отсутствие приветствия сотрудники расценят как признак высокомерия и неуважительного отношения. Культура поведения и воспитанность руководителя влияют на весь коллектив – со временем сотрудники перенимают манеру поведения своего директора. Учтивость начальника является обязательной составляющей делового этикета руководителя.

Соблюдение деловой атмосферы

Деловая атмосфера в коллективе подразумевает не только высокую работоспособность сотрудников, но и позитивные межличностные связи. Соблюдение делового этикета, уважительность, корректность в общении, спокойствие и сдержанность необходимы для создания продуктивной рабочей атмосферы. Соблюдение правил делового этикета позволяет создать в коллективе благоприятный психологический климат. Сотрудник, который чувствует себя комфортно на рабочем месте, стремится лучше делать свою работу.

Профессионализм

Начальник обязан уметь людьми и компанией. Он должен показывать пример во всем: соблюдать деловой этикет, добросовестно работать, быть пунктуальным, всегда оставаться честным. Также необходимо помнить, что руководитель высшего звена является лицом компании. При построении деловых отношениях важен каждый нюанс: , , поведение, манера разговаривать. Респектабельный внешний вид, профессионализм, компетентность, уверенность в себе и неукоснительное соблюдение делового этикета – вот качества успешного руководителя.

Внимание к сотрудникам

Руководитель должен проявлять равное отношение ко всем своим подчиненным. Недопустимо выделение «любимчиков», которым разрешается больше, чем другим сотрудникам. Фаворитизм негативно сказывается на психологическом климате – он разделяет коллектив, способствует развитию зависти и враждебных отношений. Начальнику следует искать подход ко всем подчиненным, ведь каждый из них – это индивидуальность, со своими морально-этическими принципами, взглядами на жизнь, отношением к работе и своим обязанностям. Относитесь с пониманием, когда сотрудники просят помощи, внимательно слушайте и обязательно хвалите, когда они того заслуживают.

Руководитель является лицом компании и примером для подчиненных. Задача хорошего руководителя – создать в коллективе благоприятный психологический климат, который способствует высокой работоспособности и росту КПД.