Можно ли научить неслышащего ребенка разговаривать. Методические рекомендации «Как научить читать малыша с нарушением слуха? Характерные дефекты речи у слабослышащих детей

Дети (как и взрослые) могут по тем или иным причинам потерять слух в разном возрасте. Иногда это происходит до рождения. Если нарушение слуха наступает до того, как ребенок овладел речью, она не развивается совсем; если малыш уже умел говорить, когда возникло нарушение слуха, он начинает терять речь и может стать глухонемым. Иногда поражение охватывает очень большую часть органа слуха, и тогда врачи говорят о тотальной глухоте; если область поражения меньше, то это состояние слуха квалифицируется медиками как тугоухость, а дети называются слабослышащими. Глухонемота преодолевается благодаря специальной организации их жизни. В результате дети остаются глухими (или слабослышащими) по диагнозу, но становятся говорящими. Слуховое восприятие речи у них также интенсивно развивается.

Глухие – такие же, как все

Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он еще маленький!»). Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Но нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи. Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки – минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек. Как же можно достичь этой цели?

Руководство к действию

Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда еще речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребенка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР-врача (в первые 2--4 месяца, в 1 год и далее – каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что малыш ведет себя «не так, как другие дети», нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малыш будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. После консультации с ЛОР-врачом, обследования и установления точного диагноза, следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата – обязательно по одному на каждое ушко (желательно программируемые или цифровые). Советы «из экономии» обойтись одним нужно отвергать сразу! Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов в присутствии ребенка. Крохе дают прослушать при помощи аппаратов различные звуковые сигналы и фиксируют ответные реакции на них. Кроме того, при настройке аппарата используются данные аудиограммы. Слухопротезирование – это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все неслышащие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Но это еще не все. Как только врач установит диагноз нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители, под руководством специалистов и при помощи методических пособий, в которых очень детально описаны виды занятий и приемы, с помощью которых можно обучить неслышащего ребенка речи.

Как проводить занятия?

Развитие устной речи

Для игр с неслышащим ребенком не требуется никаких особенных предметов. Используются самые распространенные игрушки -- куклы, машины, зверюшки, кубики и так далее. Но игра должна быть настоящей, а не превращаться в формальные упражнения. Во время действий с каждой игрушкой необходимо на мгновение подносить ее к губам, помещая на уровне подбородка (чтобы малыш видел артикуляцию), и называть игрушку простым словом-звукоподражанием, например: ляля, би-би-би, ав-ав, мяу . Ребенок воспринимает эти слова с помощью зрения и остатков слуха, поскольку носит слуховые аппараты. Ежедневно повторяющаяся ситуация с использованием этих игрушек, но в разных игровых действиях приведет к тому, что малыш произнесет какое-то слово сам. За первым появится второе, третье … Произношение может оказаться неточным, приближенным, но это неважно – главное, что кроха начнет обозначать названия предметов с помощью речи. Позже лепетные слова нужно заменить полноценными, общеупотребительными. Взрослым следует специально организовать игровые ситуации, в процессе которых ребенок вычленяет действия, а родители обозначают их словами: идет, бежит, спит, плачет, ест … Когда кроха начнет самостоятельно пользоваться этими словами (пусть и при приближенном произношении), пора употреблять целые фразы, например, мама сидит, машина едет, папа идет, собака бежит … В этой деятельности ребенок одновременно учится и говорить, и понимать речь в устной форме.

Обучение чтению

Помимо устной речи, важно научить малыша чтению. Маленьким детям можно предложить таблички со словами, написанными печатными буквами. Сначала дети воспринимают слова целостно, их не учат отдельным буквам, они не читают слоги. Чтение с первых шагов становится для них осмысленным процессом: за каждым словом стоит представление, образ. Необходимо постоянно работать над тем, чтобы детишки понимали речь , ведь прочитать или повторить сказанное другим человеком – это не значит понять.

Обучение письму

Одновременно с чтением следует учить ребенка письму. Писать можно при помощи фломастеров печатными буквами на нелинованных альбомных листах. При этом малыш свободно располагает на листе свою руку и может писать в любом месте и направлении буквы любого размера. С течением времени характер письма упорядочивается, оно становится ровным и аккуратным.

Развитие слухового восприятия

Особое значение имеют занятия по развитию слухового восприятия. Ведь ношение аппаратов само по себе не дает должного эффекта – детей нужно учить вслушиваться в звуки окружающего мира, в речь, вычленять в ней разные элементы, чтобы структура воспринимаемых на слух слов постепенно уточнялась. Развивающееся слуховое восприятие помогает глухим детям лучше понимать устную речь окружающих людей. Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться ежедневно по 20--30 минут в течение многих лет.

Учимся полноценному общению

Итак, дети научились говорить, хотя речь их своеобразна и часто напоминает иностраннную. С аппаратами им гораздо легче понимать окружающих людей, уже в дошкольном возрасте они умеют читать и писать. И тем не менее, малыши по-прежнему не участвуют в играх с другими ребятами. Почему это происходит? Скорее всего, взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни ребенка и не задумываются о его месте в микросоциуме. А думать об этом нужно с момента начала занятий. Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты своего ребенка в тех случаях, когда окружающие высказывают удивление относительно качества его речи. Ведь причиной этого является снижение слуха, а не какая-то страшная заразная болезнь. Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку . Не только родственники, но и знакомые, ближайшие соседи по дому должны знать, что родители занимаются с малышом, учат его говорить, слушать, понимать речь других. А если время от времени демонстрировать им успехи малыша в накоплении слов, письме, чтении, рисовании, в изготовлении самоделок, танцах или освоении физических упражнений, положительный эффект не замедлит сказаться. Нормальное поведение ребенка привлекает к нему не только взрослых, но и у детей, вызывает симпатии и желание «дружить» – по крайней мере, играть. Речь при этом отступает на второй план, но в ходе игры становится абсолютно понятно, что глухой ребенок говорит (даже если он не владеет речью в совершенстве), помогает ситуация. Стена непонимания разрушается, общение становится свободным и естественным. Важно, чтобы число приятелей у неслышащего малыша увеличивалось. Для этого родителям полезно, не довольствуясь играми во дворе, время от времени приглашать слышащих детишек к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры. Так глухой ребенок станет ближе и интереснее другим ребятам, потому что он многое умеет делать, придумывает интересные игры, объясняет, как в них играть. Родителям нужно воспитывать в ребенке такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим. От этих свойств характера во многом зависит его успешная адаптация в социуме. Поэтому такие качества у ребенка надо воспитывать . Например, можно отнести вместе с малышом угощение соседям по случаю семейного праздника, при встрече - поинтересоваться у знакомого, как он себя чувствует, предложить крохе сделать своими руками подарок кому-либо из родственников или приятелей ко дню рождения.

Воспитываем самостоятельность

Постепенно из относительно узкого круга знакомых ребенок переходит в значительно более широкое пространство. И семья должна правильно подготовить этот переход. Сначала малыш просто идет в магазин вместе с родителями, и они включают его в процесс покупки. Например, папа платит деньги, а сын или дочь получает от продавца товар. Позже ребеноку предстоит отправиться за покупками самому. Предварительно родители должны обсудить и проговорить с ним тот словарь который нужно будет использовать, приобретая ту или иную вещь. Чтобы новое проявление самостоятельности оказалось успешным, родителям лучше заранее предупредить продавца о том, что к нему придет неслышащий малыш. В этом случае ребенка правильно поймут, а не сделают замечание за неправильное произношение. Поскольку теперь около наших домов расположено много магазинчиков, палаток, киосков, то жители района и продавцы, как правило, знают руг друга. Поэтому договориться будет не так уж сложно. Постепенно ребенок освоит близлежащие торговые точки и новые для него формы поведения.

Здравствуй, большой мир!

Чем старше становится неслышащий ребенок, тем больше возможностей для включения в социум у него появляется. Он становится абонентом библиотеки, посещает музеи, театры с доступным для понимания репертуаром, даже концерты для детей. Все эти мероприятия родители тоже должны подготовить заранее. Ребенку надо сообщить куда он пойдет, что он там увидит, познакомить с новыми словами; его готовят и к правильному поведению в музеях, театрах. Вернувшись домой, следует снова побеседовать с малышом, обсудить его и свои впечатления от выставки или спектакля. Таким образом, глухие дети приобщаются к культуре с одной стороны, и интегрируются в общество – с другой. Явно способствует полноценному общению и посещение детского сада. Глухой малыш обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте . Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха -- публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы , в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребенка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Большую пользу приносит неслышащим детям участие в работе кружков и секций . Заниматься в них такие малыши должны самостоятельно, общаясь с преподавателем и другими ребятами без участия родителей . Взрослые могут интересоваться успехами своего ребенка, общаясь непосредственно с руководителем кружка или секции. Реализация описанных моделей обучения и включения глухих и слабослышащих детей в социум поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными. Некоторые неслышащие дети знают один, а то и несколько иностранных языков, занимаются музыкой. Многие учатся в обычных школах и профессиональных учебных заведениях вместе со слышащими сверстниками, обучаются в вузах (на юридическом, экономическом и других факультетах), могут успешно работать на самых разных должностях. Таким образом, при соблюдении определенных условий глухие и слабослышащие дети становятся полноценными членами общества. Главное – помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы. В добрый час!

Логопед ГУЗ ТО «Центр детской психоневрологии» Селиверстова Н.В.

В семье рождается глухонемой ребенок. Это звучит как приговор или современный уровень развития медицины, сурдопедагогики, техники позволяет отнестись к этому как в той или иной степени преодолимому барьеру?

Развитие медицинской науки, разработка эффективных методик, современная звукоусиливающая аппаратура дают возможность ребенку пользоваться остатками слуха и развивать на основе слушания речь. Следовательно, термин глухонемой изжил себя. Раньше этот термин применялся к людям, у которых не была сформирована устная речь. Они не умели разговаривать, так как не слышали. Сейчас есть все возможности развить остатки слуха и на этой основе развивать устную речь. Неслышащего ребенка можно научить говорить. Поэтому что делать, если в семье рождается глухой ребенок?

Необходимо выполнение трех условий: ранняя диагностика, ранняя реабилитация и при возможности ранняя интеграция в среду здоровых детей.

Сейчас врачи с помощью специальной техники, компьютерных технологий, могут диагностировать даже новорожденного ребенка. Причиной снижения слуха бывают наследственный фактор, врожденные нарушения слуха, осложнения после болезни и травмы. Но в любом случае установление причин и степени потери слуха имеет большое значение для процесса реабилитации и прогноза на будущее. Необходимо раннее протезирование неслышащего ребенка. Сейчас применяют очень чувствительные цифровые звукоусиливающие аппараты.

Большой эффект дает хирургическая операция- кохлеарная имплантация, когда в ухо ребенка вживляется искусственная улитка. Такие операции проводятся в зависимости от медицинских показаний, желания и возможности родителей. Имплант представляет собой речевой процессор с 24 электродами в титановом корпусе. Операция не относится к разряду сложных и при условии правильно организованного реабилитационного периода дает впечатляющие результаты: ребенок слышит даже шепот, а его речь почти ничем не отличается от речи ребенка с нормальным слухом, причем сроки обучения устной речи значительно сокращаются.

Проблема глухоты стара как мир. И люди, лишенные дара слышать и говорить, как-то приспосабливались к окружающей жизни. На помощь приходило очень важное направление дефектологии – сурдопедагогика.

Сурдопедагогика как наука насчитывает почти трехвековую историю. Накопленный ею опыт огромен и достижения очевидны. Сурдопедагоги делали все возможное: учили глухих считывать с губ, работали над произношением и развитием слухового восприятия, обучали их чтению и письму, создавая таким образом предпосылки для полноценного мышления. Классический метод использует дактилологию – пальцевую азбуку. С ее помощью ребенок запоминает звукобуквенный состав слова, может правильно писать. Но дактилология мешает естественному произношению. Речь получается послоговая, монотонная, неестественная, а значит непонятная нам. Дактилология заменяет моторику устной речи и мешает ее развитию. Нельзя останавливаться на достигнутом. Наука, техника, технология движутся вперед. Создана специальная аппаратура, которая позволяет учить глухого слушать. Надо твердо себе уяснить, что вернуть слух можно только путем кохлеарной имплантации. Но людей и прежде всего детей, с абсолютной глухотой практически нет. У неслышащих в той или иной степени сохранен слух на низких частотах. И с помощью звукоусиливающей аппаратуры нового поколения остатки слуха можно вполне успешно развивать.

Второй важный момент. Вы знаете, что почти все дети с нарушениями слуха посещают специальные детские сады – пятидневки, затем учатся в школах- интернатах. Во всех этих учреждениях дети с нарушенным слухом общаются только между собой. Создается замкнутый социум, выйти за рамки которого мешает глухота и недостаточно развитая, непонятная окружающим устная речь. Не решается главное — интеграция неслышащих в общество людей с нормальным слухом. А ведь для многих это было бы возможным. Сейчас существуют способы, и весьма эффективные, решения этой проблемы.

Занятия с использованием специальной аппаратуры и специальных методик позволяют получить принципиально лучшее качество устной речи неслышащего ребенка. Если ребенок пользуется остаточным слухом с помощью правильно подобранного слухового аппарата, если его речь понятна окружающим, он становится полноценным членом коллектива нормальных людей.

Верботональный метод. В чем его суть, а самое главное преимущества в реабилитации детей, имеющих нарушения слуха и речи?

Ассоциация «СОРДИ» (Ассоциация содействия обучению и реабилитации детей-инвалидов) вот уже 13 лет одним из приоритетных направлений в своей деятельности определила применение в нашей стране верботонального метода реабилитации глухих детей, разработанного выдающимся хорватским ученым Петаром Губериной – основателем и руководителем Центра СУВАГ-Центра реабилитации слушания и речи в Загребе. С 1982 года это официальный Международный центр по развитию верботональной системы и обучению кадров во всех областях применения этого метода. Верботональный метод получил высокую оценку специалистов всего мира, он эффективно используется в Англии, Франции, Бельгии, США и других странах. С опозданием он, наконец, пришел и к нам. Сейчас в 23 городах России, среди них Нерюнгри, Владивосток, Тольятти, Иркутск, Самара, Астрахань, Хабаровск, организовано 26 реабилитационных центров. С 1998 г такой центр существует в Москве – Центр слуха и речи «Верботон». Этот метод используется и у нас в Туле в «Центре детской психоневрологии.»

Верботональная система реабилитации – это комплексный подход к решению проблемы глухоты. Его технической основой являются электроакустические аппараты серии «Верботон». Как я уже говорила, подавляющее большинство детей имеют остаточный слух на уровне низких частот. Аппараты серии «Верботон» имеют возможность трансмиссии низких частот и таким образом обеспечивают подбор оптимального слухового поля. Аппараты эти дорогие и имеются только в центрах, работающих по верботональной методике.

Так что же дает использование этих аппаратов?

Самое главное – это занятия и с использованием аппарата «Верботон», которые развивают у детей слуховое восприятие и формируют устную речь. Второе — функциональная диагностика, проводимая с помощью нашей аппаратуры, позволяет сделать это с гораздо большей степенью точности. Ведь правильное представление о состоянии слуховосприятия делает реабилитацию более успешной. Используется аппарат серии «Верботон» и для решения многих логопедических проблем: общего недоразвития речи, дизартрии, задержка речевого развития, заикания.

О технической стороне верботонального метода мы теперь имеем общее представление. Каковы его другие составляющие?

Верботональный метод- это природный метод развития устной речи. Ранее существовало представление, что если поражен слуховой анализатор, то надо за основу брать не слух, а другие анализаторы: зрительный, двигательный и т.д. Мы же исходим из того, что человек не слышит. Значит, глухого надо научить слушать и через слуховое восприятие развивать речь. Повторяю, еще раз, в основе лежит процесс обучения слушанию, формирования на этой основе устной речи и, как следствие, развитие мышления.

Неотъемлемой частью нашего метода является самое активное участие родителей в реабилитации их ребенка. Мы знакомим родителей с нашей методикой. Они обязательно присутствуют вначале на занятиях, получают любые необходимые им консультации. Мы учим родителей, как правильно общаться с детьми. Это очень важное слагаемое успеха. И вы знаете, такие занятия сближают маму с ребенком.

Итак, в заключении хотелось бы сказать: первое – залогом успеха является ранняя диагностика. Если вас что-то беспокоит в ребенке в плане слуха, немедленно обращайтесь в сурдологичекие центры. Детский лепет – это еще не речь. Будьте чрезвычайно внимательны к новорожденным. Ведь мы в России насчитываем почти 600 тысяч детей с нарушениями слуха, из них более 50 % с 3-Й-4 Й степенью тугоухости, а 120 тысяч – глухие.

Второе – процесс реабилитации очень сложный, он требует от всех, кто окружает ребенка, большого терпения и сил. Нередко глухота отягчается неврологическими, психическими, нарушениями и тогда комплекс проблем возрастает.

Третье – родители неслышащих детей должны быть хорошо информированы о возможных вариантах оптимального для них преодоления барьера детской глухоты. Многое зависит от места проживания, физического развития и других факторов. Что выбрать: традиционный метод или верботональный? Решать родителям.

До 4 лет у ребенка должна быть сформированная, грамотно оформленная речь. Если Ваш ребенок отстает в речевом развитии, советуем обратиться к специалистам, в первую очередь к сурдологам. .Т.к погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшой дефект слуха, как правило, незаметен для окружающих. Этот «небольшой дефект» называется – тугоухость (незначительное снижение остроты слуха). Это вовсе не означает, что ребенок глухой, он понимает обращенную речь, реагирует на звуки, выполняет задания, говорит, хотя и нечетко.

Это нарушение слуха можно сравнить с плохим телевизором, - вижу и слышу, но нечетко, а кое-что вообще не могу понять. Ребенок, который недостаточно хорошо слышит, воспринимает слова с пропусками, нечетко, не улавливает связи между словами в предложении. Нетрудно представить себе, как это осложняет развитие речи и ее понимание. Особенно страдает произношение. Такие дети, как правило, начинают говорить поздно, словарь их беден, предложения они строят неправильно. Особенно характерно для них смазанное, нечеткое произношение. На слух они плохо отличают, например, С от Т и потому говорят "табака" вместо "собака", путают звонкие и глухие ("пумака" вместо "бумага"), свистящие и шипящие ("сапка" вместо "шапка"). Иногда они пропускают в словах безударные слоги и называют предметы искаженными до неузнаваемости словами.

Также страдания ребенка усилятся, когда он пойдет в школу. Грамотой он будет овладевать с большим трудом, ибо ему мало понятен звуковой состав слова. Читая, он, "не узнает" слов, потому что в его представлении они имеют совсем иной звуковой состав. Например, в книге написано "самолет", а он знает слово "тамолет". Но и это еще не все. Ограниченный запас слов, в свою очередь затрудняет понимание прочитанного. И даже в том случае, когда слова понятны, ребенок часто с трудом разбирается в содержании текста. Это объясняется тем, что, плохо улавливая безударные части слова, их окончания, он не усваивает и значения грамматических форм, согласования слов в предложении, а значит, и его смысла. Даже при небольшом, но рано возникшем снижении слуха детям трудно учиться писать. Когда слабо слышащий ребенок пытается воспроизвести на бумаге плохо известное ему слово, он либо совсем не может этого сделать, либо записывает искаженные слова, например, "я кулял" вместо "я гулял". Дефекты письма и непонимание текста учебников приводят к неуспеваемости, ведь как ребенок произносит слово, так он его и напишет. Всего этого можно избежать, если недостатки слуха будут вовремя диагностированы.

Характерные дефекты речи у слабослышащих детей:

1. Малый запас слов. Их именно мало, потому что для овладения речью, правильности произношения слов решающее значение имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений. Если слух снижен и всегда слышать слова с достаточностью не удается, то многократности повторений не происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слов, в других - слышит их не полностью, в третьих(если говорящий человек и ребенок находятся рядом)может слышать их правильно- но все равно они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас. Для полного понимания чужой речи необходимо усвоить значение грамматических изменений слова, например, падежных окончаний. А это опять-таки требует хорошего слуха.
2. Неточность понимания значений употребляемых ребенком слов, выражающаяся в большинстве случаев в расширении и размытости этих значений. Так, название предмета может заменяться названием действия, признака или другого предмета ("умываться" вместо "умывальник" или вместо "мыло"; "горячий" вместо "утюг";
3. Замены близких по звучанию слов, что характерно и для процесса восприятия речи (так называемые "ослышки"). Слабослышащий нередко улавливает лишь общий ритмический рисунок слова, то есть количество слогов в нем и место ударения. С этой точки зрения слова внутри каждой из приведенных ниже групп могут восприниматься ребенком как одинаковые: молоток - потолок - порошок - петушок;
4. Искажение окончаний слов, нередко до полной неузнаваемости слова. Такие особенности произношения слов типичны именно для детей со сниженным слухом, что объясняется безударностью большинства окончаний в русском языке, а значит, недостаточной разборчивостью их звучания.
5. Опускание безударных приставок и суффиксов по причине недостаточно хорошей слышимости тех и других, например: "бежали" вместо "побежали" или вместо "прибежали"; "стол" вместо "столик".
6. Выпадение согласных звуков при их стечении, например: "трау" или "pay" вместо "страус" (последний глухой согласный тоже не слышен); "лон" вместо "слон".
7. Замены акустически близких звуков, не различаемых ребенком на слух, что приводит к изменению смыслового значения слов ("колос" вместо "голос", "гардина" вместо "картина").
Грамматический строй речи по уже рассмотренным выше причинам у слабослышащих детей также грубо нарушен. Связь между словами в предложении в русском языке выражается в основном при помощи окончаний и предлогов, которые чаще всего являются безударными и которых дети со сниженным слухом поэтому просто не слышат. А это значит, что они уже с момента овладения речью не могут усвоить правила согласования слов в роде, числе и падеже, что приводит к тяжелому и трудно преодолеваемому аграмматизму. К тому же фразовая речь у этих детей часто просто отсутствует - имеется лишь набор грамматически не связанных между собой слов.

Итак, будьте внимательны к ребенку!

Если у него поздно развивается речь, есть вышеперечисленные проблемы в речи или он плохо успевает в начальных классах школы, проверьте его слух. Все отклонения в развитии речи слабо слышащего ребенка можно предупредить и полностью ликвидировать, если своевременно будут применены специальные методы диагностики, лечения, обучения.

Публикуем главу о психологических особенностях и социальных проблемах неслышащих людей из книги Инвалид в храме: особенности сопровождения и пастырская помощь.

Социальная изоляция

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».


smartnews.ru

Если глухой человек оказывается в храме, то, в силу незаметности недостатка слуха, с ним часто пытаются общаться таким же образом, как со слышащим. Это хорошо – как знак приятия человека, как попытка установить контакт. Но, как правило, сразу обнаруживается языковой барьер, т.к. глухие люди общаются между собой на незнакомом нам языке – жестовом. Поняв это, важно не потерять интереса к человеку, не исключить его из сообщества прихожан. В идеале нужен хотя бы один человек в храме (помимо священника), который захотел бы изучить жестовый язык, понять физические, психологические и ментальные особенности неслышащего человека, о которых пойдет речь ниже.

ОБ АВТОРАХ:
Татьяна Александровна СОЛОВЬЕВА – декан дефектологического факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», кандидат педагогических наук, специалист в области сурдопедагогики и инклюзивного образования детей с нарушением слуха.Иеромонах Виссарион (КУКУШКИН) — руководитель Регионального учебно-методического центра пастырского, миссионерского и социального служения неслышащим людям Екатеринбургской епархии. Выпускник Екатеринбургской Православной духовной семинарии и Института социального образования УрГПУ по специальности «Социальная работа». С 2001 г. окормляет православную общину глухих и слабослышащих прихожан во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского г. Екатеринбурга. Член Всероссийского Общества Глухих (ВОГ). С 2007 г. работает переводчиком русского жестового языка в Свердловском региональном отделении ВОГ.

Какой бывает глухота

Итак, среди людей с нарушением слуха различают глухих, слабослышащих, оглохших и имплантированных. О глухоте говорят, когда обнаруживается стойкое двустороннее (на оба уха) значительное поражение слуха, при котором невозможно разборчивое восприятие речи.

Глухота может быть врожденной или приобретенной, что встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю (в возрасте до трех лет) и позднюю глухоту (появившуюся после того, как сформировалась речь). Глухота, врожденная или приобретенная, лишает ребенка возможности без специального обучения овладеть речью. Если же речь уже начала формироваться, то ранняя глухота приводит к ее распаду. Однако нужно знать, что для таких или других случаев нарушения слуха использовать термин «глухонемой» не этично.

Оглохшие (позднооглохшие) – люди, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности их речи зависит от времени наступления глухоты и условий ее развития. Дети, оглохшие в возрасте от трех до пяти лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искаженно. При более позднем возникновении глухоты дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при более ранней потере слуха.

Имплантированные дети и взрослые – это люди, перенесшие операцию по кохлеарной имплантации (от лат. cochlea – улитка), т.е. операцию по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва, что позволяет посылать в мозг сигналы, вызывающие слуховые ощущения.

Подавляющее большинство людей с нарушенным слухом пользуется индивидуальным слуховым аппаратом – заушиной (располагается за ушной раковиной) или внутриушным аппаратом (специально изготовленный индивидуальный вкладыш).

Язык общения

Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.

Глухие люди знают не только РЖЯ, но и русский язык. Поэтому для общения с неслышащими людьми можно использовать и устную речь — ваш собеседник сможет прочитать слова по вашим губам. Для этого слова должны произноситься медленно, разборчиво и хорошо артикулироваться. Можно использовать и письменную речь (при дистанционном общении – смс-сообщения, интернет). Однако надо знать, что неслышащим трудно пользоваться русским языком в повседневной речи (как нам неудобно постоянно пользоваться английским, хотя мы учили его в школе), их словарный запас не богат, многое нуждается в доступном объяснении. Поэтому если мы хотим понять глухого человека и быть поняты им – нужно учить жестовый язык.

В специальных коррекционных школах глухих детей учат дактилологии – пальцевой азбуке (от греч. δάκτυλος – палец). По сути, эти письмо пальцами на национальном словесном языке. Просто все, что мы обычно пишем ручкой, в данном случае мы «пишем» пальцами в воздухе. В дактильной азбуке каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки – дактилемма. Дактильная азбука используется для перевода имен собственных и в тех случаях, когда не удается найти жест для выражения предмета или понятия. Дактилирование обязательно сопровождается устной речью (артикулированием).


Дактилология или дактильная азбука

Конечно, невозможно ожидать, что весь внешний мир будет общаться с глухими на жестовом языке – в транспорте, магазине, больнице. В некоторых житейских вопросах (вызвать врача, проконсультироваться с юристом и т.д.) инвалидам по слуху могут помочь переводчики жестового языка (сурдопереводчики), существующие во многих городах, где есть отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ).

Особенности устной речи глухих и слабослышащих

Людям с нарушенным слухом свойственны изменения голоса. Он может быть слишком высоким (вплоть до фальцета) или низким, гнусавым, приглушенным, слабо изменяющимся по высоте, силе, тембру. Причем, наблюдается закономерность: чем сильнее нарушен слух, тем в большей степени, как правило, нарушен голос. Могут неправильно произноситься отдельные звуки – чаще всего, согласные С, З, Ш, Ж, Щ, Ч и Ц, потому что именно их труднее воспринимать при нарушенном слухе. Из-за всех этих нарушений глухие, как правило, стесняются говорить вслух, видя негативную реакцию на свою речь.

Также у людей с ранней или врожденной глухотой встречаются ошибки в употреблении слов, нарушается привычный порядок слов в предложении (например, «завод трудно, слабый, деньги мало, нет» можно интерпретировать как «сильно устаю после работы, за которую, к тому же, почти ничего не платят»).

Особенности восприятия звуков и речи

Полная глухота встречается редко. Чаще всего, сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать отдельные звуки речи и некоторые хорошо знакомые слова, которые произносятся у ушной раковины. Низкочастотные звуки, такие как гудок паровоза, барабан, стук, большинство глухих людей слышат гораздо лучше. У слабослышащих и имплантированных людей возможности восприятия бытовых и природных шумов шире и разнообразнее. Но даже если человек с нарушенным слухом слышит, как тикают часы на стене, он при этом может испытывать большие трудности в различении чужой речи. Нередко так бывает у имплантированных детей и взрослых, не прошедших курс специальной психолого-педагогической реабилитации.

Лучше воспринимаются звуки нормальной громкости. Чересчур громкие звуки, крик могут вызывать у глухого человека болезненные ощущения. В таком случае он закрывает уши руками, морщится. Это связано именно с дискомфортом в ухе, а не с нежеланием общаться и слушать собеседника.

Люди с нарушенным слухом воспринимают устную речь слухо-зрительно – одновременно и читая по губам, и пользуясь остаточным слухом. Однако точность понимания смысла зависит и от собственных усилий неслышащего: от его умения удерживать внимание, задавать уточняющие вопросы, от уровня развития смысловой догадки, когда из «услышанных» фрагментов по контексту мысленно достраивается вся фраза. Поэтому если речь связана с текущей ситуацией, человеку с нарушенным слухом легче понять контекст и смысл сказанного. А вот отвлеченный рассказ о том, что было раньше или будет позже понять ему будет гораздо сложнее. Особую сложность представляет понимание причинно-следственных, пространственно-временных и других грамматических отношений, а также словосочетаний со страдательными причастиями: «излеченные болезни», «нашедшая покой» и т.д. Точное восприятие (т.е. способность дословно повторить) не является гарантией того, что глухой или слабослышащий человек все правильно понял.

Особенности поведения

Поведение человека с нарушенным слухом может быть разным: от беспокойного, несколько суетливого, надоедливого, связанного с потребностью в помощи, в восполнении недостатка слуховой информации, – до отрешенного, рассеянного, избегающего общения с окружающими. Второй вариант связан с негативным опытом общения со слышащими людьми, со страхом быть непонятым, осмеянным. При этом потребность в общении, дружеской поддержке у неслышащего ребенка или взрослого, конечно же, не меньшая, чем у слышащего. Поэтому люди с нарушенным слухом нередко предпочитают посещать массовые мероприятия или отправляться в путешествия в обществе людей с таким же нарушением.

У глухих людей иногда возникают трудности в координации движений, что может выражаться в шаркающей походке, некоторой неуклюжести. Причина – нарушения в работе вестибулярного аппарата (органы слуха и равновесия расположены рядом). Из-за проблем со слухом человеку трудно контролировать собственные голосовые реакции. Поэтому глухие люди могут непроизвольно издавать необычные шумы при физическом усилии, дыхании, приеме пищи, волнении.

Правила и этика общения c глухими и слабослышащими

— Человеку с нарушенным слухом мешает воспринимать и понимать устную речь шум, одновременный разговор двух и более людей. Поэтому с людьми, которые плохо слышат, будет трудно общаться в больших или многолюдных помещениях. Яркое солнце или тень тоже могут быть помехами.

— Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

— Существует несколько типов и степеней глухоты. Некоторые не слышат или не воспринимают устную речь и могут разговаривать только на жестовом языке. Другие могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. С ними нужно говорить немного громче и четче обычного, подбирая подходящий уровень громкости. Некоторые утратили способность воспринимать высокие частоты – разговаривая с ними, нужно лишь снизить высоту голоса. С кем-то оптимален метод записок. Если вы не знаете, какой способ предпочесть, постарайтесь узнать это у самого глухого. Если возникают проблемы в устном общении, предложите собеседнику использовать другой способ – написать, напечатать. Не говорите: «Ладно, это неважно…».

— Чтобы глухой или слабослышащий собеседник вас лучше понял, разговаривая с ним, смотрите прямо на него, чтобы он одновременно видел ваше лицо (губы) и «слышал» речь. Говорите ясно и медленно. Не нужно кричать что-то, особенно в ухо. Используйте выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного. Помните, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам, а те, кто это умеет, хорошо прочитывают только три из десяти сказанных вами слов.

— Вы затрудните вашему собеседнику понимание разговора, если будете переключаться с одной темы на другую и обратно. Если вы хотите поменять тему, не делайте этого без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить…»

— Говорите простыми короткими фразами и избегайте несущественных слов. Выбирайте обиходные слова (т.е. наиболее часто употребляемые в речи). По возможности, избегайте фразеологизмов, крылатых слов и выражений, пословиц и поговорок. Их смысл, как правило, не известен, а значит и не понятен глухим и слабослышащим людям.

— При построении фразы лучше использовать прямой порядок слов. Не злоупотребляйте в речи обособлениями, оборотами, обращениями – они осложняют понимание сказанного. Например, лучше сказать «Когда вы придете?» вместо «И когда, родной мой, вас ждать?» или «Придете-то вы когда теперь?».

— Помните, что понимание смысла, передаваемого в речи с помощью интонационных нюансов, оттенков почти не доступно глухим людям и людям с тяжелой тугоухостью. Поэтому не стоит удивляться, если фраза с саркастической, насмешливой, ироничной интонацией будет пониматься как нейтральная. Например, «И что это мы тут делаем?» (смысл – запрет, указание на неправильное поведение) будет понята как необходимость ответить на вопрос «Что делаем?». Частично смысловые оттенки можно передать с помощью мимики.

— Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

— Если вас просят повторить что-то, попробуйте не просто повторить, но сказать по-другомуперефразировать предложение.

— Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

— Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.