Скачать конспект занятия по конструированию. Конспект занятия по конструированию в старшей группе. Синтез техник изобразительного творчества при создании поделок из бумаги

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование))

Для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

    Расширить знания детей о традиционных каменных домах, о передвижных кочевых домах – юртах, о бревенчатой русской избе.

    Закрепить знания детей о распространенных формах архитектурных сооружений; дать знания об истории создания жилища; дать знания о взаимосвязи жилья с народными традициями и природными условиями.

    Развивать умение определять пространственное расположение деталей в простой конструкции; закреплять умение строить по плану (схеме, чертежу).

    Развивать умение ориентироваться в пространстве, развивать образное мышление.

Оборудование:

    Иллюстрации с изображением различных архитектурных элементов.

    Фланелеграф.

    Индивидуальные строительные наборы с кубиками.

    Фигурки людей и животных из набора «Лего».

Ход занятия:

Воспитатель: Дорогие ребята, я начну нашу с Вами интересную работу со стихотворения:

Вот человек. Он строит дом.
Кто будет жить однажды в нем?
Счастливые и ворчуны,
Болтливые и молчуны,
И старики, и детвора,
И кот, пришедший со двора…

А какие же профессии Вы знаете, необходимые для строительства дома?
Дети: Грузчик, плотник, столяр, водитель, каменщик и т.д.

Воспитатель: Совершенно верно, а теперь я бы хотела, чтобы Вы описали свой дом, в котором вы живёте, сколько в нём этажей, какой он формы, какие сооружения в нём есть (акра, башенки и т.д.)?

Ответы детей. На иллюстрациях, воспитатель уточняет названия конструкций домов.
Воспитатель: Ребята, а давайте с Вами вспомним о трёх маленьких строителях – трёх поросятах. Я приглашаю четырёх ребят к фланелеграфу, разыграть сказку «Три поросёнка», а затем обсудить прочность построек поросят и выяснить, чей дом Вы считаете самым лучшим и надёжным.

Дети участвуют в обсуждении после инсценировки, делают соответствующие выводы о прочности строительных материалов.

Воспитатель: Ребята, да Вы просто все замечательные будущие строители, а давай все вместе сделаем небольшую гимнастику:

Физминутка:

Подними ладошки выше

И сложи над головой.

Что же вышло?

Вышла крыша.

А под крышей – мы с тобой.

(Дети складывают руки над головой)

Подними ладошки выше,

А потом сложи другой.

Кто же вышел?

Вышли гуси –

Вот один, а вот другой,

(Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук)

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло?

Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

(Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской»)

Через мостик ходят в гости, мостик крепкий и прямой!

Воспитатель:

Молодцы, а теперь я предлагаю нам рассмотреть иллюстрации в энциклопедии для дошкольников «Дом» - о разнообразных видах жилица (работа с дополнительным информационным источником: рассказываю о разнообразии национальных жилищ и их взаимосвязи с культурными традициями данного народи и гео- и климатической зависимости).

Вот сколького нового Вы узнали о домах, тогда давайте разгадаем загадки, без чего не может обойтись ни один дом?

Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь - я рада стуку.
Но одного я не прощу -
Коль не подашь мне руку...(дверь)

Прокатил меня почти
До дверей квартиры.
Управляли им в пути
Сами пассажиры...(лифт)

По нему идут,
Он и там и тут,
Он в твоей квартире,
В школе, в бане, в тире,
И запомнить так легко:
Он всегда под потолком! ...(пол)

Снежная долина
От снега заслонила,
В каждом доме этот полог
Простынёй висит над полом... (потолок)

Межи деревянные,
А поля стеклянные...(окна)

Плещет теплая волна,
Под волною белизна.
Отгадайте, вспомните,
Что за море в комнате? …(ванна)

Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам взглянуть в окно, что мы из него видим?

Дети: стройка.

Воспитатель: да, это строительство жилого комплекса «Итальянский квартал», посмотрите какая там интересная архитектура домов, в них, мы можем удитесь, сводчатые, арочные орка, красивые колонны, террасы, которые имеют разную этажность. Не правда ли, красивый комплекс?

А вы бы хотели построить дом своими руками из нашего замечательного строительного набора? (ответы детей).

Тогда за дело, я предлагаю Вам два чертежа домов с перекрытиями, а Вы можете по собственному желанию, выбрать Вам понравившийся, и воплотить его в жизнь. За дело.

Воспитатель:

Ребята, как Вы все постарались и построили удивительные красивые дома, как же я рада, что у Вас все получилось. Тогда давайте приступим к обсуждению, и каждый строитель расскажет о своём доме.

Ответы детей.

Воспитатель: а у меня есть ещё для Вас небольшой сюрприз, я для Вас приготовила маленькие фигурки людей и животных (из конструктора «Лего»), Вы можете выбрать понравившегося Вам героя и поселить его в Ваш домик или прийти в гости к Вашему соседу.

Уборка конструктора в индивидуальные пеналы.

Воспитатель: Ребята, ну как Вам понравилось быть строителями? Ответы детей.

Тогда я желаю Вам успехов и до встречи в следующий раз.

расположен к дороге);
  • закрепить умение строить здание разного назначения;
  • способствовать формированию умения анализировать свою постройку;
  • закрепить знания о строительных профессиях;
  • способствовать развитию образного мышления, воображения, инициативы.
  • Материал: картинки различных зданий по числу детей, строительные наборы, макеты деревьев, игрушки, иллюстрации по теме, песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”.

    Ход занятия

    1. Слово воспитателя. Педагог предлагает прослушать сказку.

    – Дети, я хочу вам рассказать сказку про кирпичного волшебника.

    На стройку привезли кирпич и выгрузили рядом с фундаментом. Кирпичи недовольно зашуршали. – Никакого к нам уважения! – с обидой думали они. – Нет бы сложить нас аккуратно, а то свалили в бесформенную кирпичную гору и даже многим побили бока. А ведь мы – строительный материал, из которого собираются возводить здание!

    Вдруг кирпичи увидели, как к ним направляется высокий, крепкий человек в строительном комбинезоне. Он взглянул на небрежно сгруженный стройматериал и покачал головой:

    – Да, кирпичики, сложили вас плохо, – сказал мастер, – но не переживайте: недолго вам лежать бесформенной горой, скоро вы будите ровной, крепкой стеной дома.

    – Наверно, он – волшебник, – с надеждой подумали кирпичи. – Превратить груду кирпича в новый дом – такое под силу только чародею!

    2. Беседа с детьми.

    • Дети, скажите, кто же подошел к стройматериалу? Кто может превратить груду кирпича в новый дом?
    • А чтобы построить дом, какие профессии потребуются
    • Кто такой архитектор? (Верно, это человек, который задумывает и разрабатывает проект дома, улицы. ) ? С чего начинается строительство дома? (Строительство дома начинается с чертежа, который создает архитектор.)
    • Какими должны быть здания? (красивые, прочные, устойчивые).
    • Давайте и мы сегодня станем строителями и построим улицу города, красивые здания по чертежу из деталей строительного материала.
    • Как вы считаете, какие здания необходимо построить, чтобы жителям нашей улицы было комфортно? Почему мы построим театр, школу, ? И т. п.
    • Но прежде чем приступить к строительству мы сделаем проект нашей улицы.

    3. Проектируем улицу.

    Воспитатель с детьми проектирует улицу. – Нужно построить улицу, чтобы она была уютной.

    Рассматривание иллюстраций по теме. Обратить внимание детей на то, что между зданиями есть расстояние, для того, чтобы было возможно пройти людям, проехать машинам.

    Каждая улица имеет название. На каких улицах вы живете? Как мы назовем улицу? (Дети придумывают название улицы.)

    Распределить с детьми, кто и что будет строить (иллюстрации различных зданий). Обратить внимание детей на последовательность зданий на улице (где будет стоять школа, или с какой стороны магазин от жилого здания.)

    В начале дороги по верхнему краю листа мы расположим кинотеатр, в конце дороги по нижнему краю листа мы расположим почту. Вдоль дороги справой (с левой) стороны от кинотеатра мы расположим жилой дом. Справой стороны дороги после жилого дома вниз мы построим больницу напротив больницы мы постоим аптеку. Справой стороны дороги после больницы строим жилой дом, с левой стороны дороги после аптеки строим жилой дом. После жилого дома Справой стороны дороги мы строим школу, слева детский сад. После детского сада мы строим один жилой дом, а после школы 2 жилых дома. (С какой стороны от дороги ты построишь свой дом?) Какое Здание у нас осталось? Где мы построим магазин

    –Прежде чем приступить к строительству, мы с вами поиграем.

    4. Физкультминутка.

    Получили мы подарки.
    Кирпичи, бруски и арки
    Из коробки мы берем
    Строим мы красивый дом.

    (Дети изображают, как выкладывают предметы из коробки.)

    Строим быстро, строим скоро
    Без цемента, без раствора.
    Дом карниз, труба и крыша.

    (Дети садятся на корточки, постепенно выпрямляясь, руками как бы кладут кирпичи.)

    5. Строительство улицы.

    Дети делают чертежи своих зданий и приступают к строительству. Звучит песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка”. Затем дети анализируют свои постройки. Дополняют макетами деревьев.

    6. Итог занятия.

    — Какая красивая улица у вас получилась. Вы сегодня были и архитекторами и строителями, а хотите побыть воспитателями? Поменяйтесь с соседом своими чертежами и проанализируйте построки друг друга.

    Улица построена!
    У ворот – ждет игрушечный народ.
    Проходите, черепашка,
    Крокодил, и Чебурашка,
    И Петрушка и матрешка,
    И игрушечная кошка!
    Радуйтесь, игрушки, звери,
    Открывайте окна, двери,
    Новоселье затевайте,
    Пойте, прыгайте, играйте!

    Детям дается возможность обыграть улицу.

    1 часть.
    Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад, из страны сказок, пришло письмо. Пишет нам Колобок. Вы хотите узнать, что в письме? Воспитатель читает письмо:
    В сказке одной случилась беда!
    Звери пропали, разбрелись кто куда.
    Помогите! Верните, зверюшек в сказку, я, Колобок, прислал вам подсказку»
    Воспитатель: Вы хотите помочь зверям? А вы знаете, в какой сказке случилась беда?
    Дети: Нет!
    Воспитатель: Мы должны это выяснить. Сегодня мы с вами будем, как детективы проводить расследование: разгадывать загадки, думать, искать. Давайте вспомним русские народные сказки, где главные герои - животные.
    Упражнение «Назови сказку»
    Дети: «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Зимовье зверей».
    Воспитатель: Много сказок вы назвали, но непонятно в какой из них случилась беда? Нам необходимо попасть в страну сказок, и поможет нам в этом подсказка, волшебная карта, которую прислал Колобок.
    Достаём из конверта карту, рассматриваем на столе.
    Воспитатель: Что вы видите на карте? Дети: Цифры, картинки, дорогу. Дети называют цифры. Воспитатель: С какой цифры начнём поиск?
    Осматриваются, ищут первый символ в группе.
    «Волшебный камень» и надпись «Страна сказок». Рядом надпись и стрелки указатели «направо», «налево».
    Воспитатель: Это - волшебный камень, который открывает дорогу в страну сказок. Если мы сделаем правильный выбор - попадём в страну сказок. Слушайте внимательно, что здесь написано.
    «Налево пойдёшь, все потеряешь и сам пропадёшь.
    Направо пойдёшь то, что ищешь, найдёшь!»
    2 часть.
    Идут направо, находят второй символ. Сундучок, на нём цифра 2.
    Воспитатель: Это сказочный сундучок с загадками. Откроем его. Тот, кто отгадает загадку, возьмёт картинку своего героя.
    1. Маленький рост,
    Длинный хвост.
    Собирает крошки,
    Прячется от кошки. (Мышка)
    2. Зимой белый,
    Летом серый.
    Никого не обижает,
    А сам всех боится. (Заяц)
    3. День и ночь по лесу рыщет.
    День и ночь добычу ищет.
    Ходит-бродит он молчком.
    Уши серые торчком. (Волк)
    4. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка.
    Пушистый хвост-краса,
    Кто это? (Лиса)
    5. Кто в лесу глухом живёт,
    Неуклюжий, косолапый.
    Летом ест малину, мёд,
    А зимой сосёт он лапу. (Медведь)
    Воспитатель: А теперь ребята положите картинки на стол. Как вы, думаете из какой сказки эти животные?
    Дети отвечают. «Колобок». «Теремок». (Если «Теремок», почему нет лягушки)
    Воспитатель: Непонятно, в какой сказке беда? Какая цифра на карте следующая? Идут дальше, находят цифру три и конверт с заданием от «Колобка».
    Игра «Что лишнее»
    Четыре картинки с сюжетом сказки «Колобок» и одна «Теремок».
    Воспитатель раскладывает картинки на столе, рассматриваем с детьми.
    Воспитатель: Найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя? А теперь, вы скажете, в какой сказке случилась беда? Как-то неуверенно вы говорите. Послушайте подсказку:
    Как-то раз в лесу густом
    Вырос домик под кустом.
    Это что за чудо-дом?
    Поселились звери в нём.
    Рады мышка и зайчишка,
    И лисичка, рад волчок.
    Это сказка (Теремок).
    Мы определили сказку, в которой случилась беда. Осталась одна проблема, как вернуть зверей в сказку? Посмотрим в карту Колобка. Цифра 4 - подсказка-символ «Лесная мастерская». Дети осматриваются, находят «Лесную мастерскую».
    3 часть.
    Воспитатель: Это «Лесная мастерская». А мастера нет. Посмотрите есть заготовки «головки животных», но нет туловища. Мы будем мастерить туловище. Садитесь за столы. Приготовим пальчики к работе.
    Пальчиковая игра
    Десять пальцев у меня, (показываем пальцы)
    Сколько же умею я!
    Если хочешь - покажу (пальцы раскрыты, поворачиваем кисти, к себе, от себя)
    И про это расскажу.
    Кулаки могу сжимать, (сжимаем и разжимаем кулачки)
    А потом их открывать,
    Я могу переплести, (переплетаем пальцы, сжимаем руки вместе)
    А могу их спрятать, (заводим за спину)
    Полетать могу пустить, (поднять вверх, сгибать и разгибать кисти рук)
    А потом и падать (вниз и потрясти кистями)
    А потом сложу тихонько (складываем руки на коленях лодочкой, вкладывая одну в другую) На коленках, как котёнка.
    Воспитатель: Что лежит на столе? (бумага - по цвету животных, клей)
    Будем складывать фигурку туловища по образцу мастера.

    «Дом, в котором я живу»

    Предварительная работа:

    • Рассматривание фотографий, иллюстраций, открыток с изображением домов разного вида;
    • Беседа на тему: «В каком доме ты живешь?»;
    • Чтение художественной литуратуры: Ю.Мориц «Домик с трубой»; Б.Житков «Белый домик»; Г. Ладонщиков «Звездочка»;
    • Выставка рисунков «Дом, в котором я живу».

    Программное содержание

    Образовательные задачи:

    • ввести термин «архитектура»;
    • знакомить детей с современной архитектурой;
    • формировать представление о строении дома, его назначении;
    • закреплять умение работать по схемам;
    • учить анализировать архитектурное здание.

    Развивающие:

    • развивать творческие способности, самостоятельность, инициативу, конструктоские навыки;
    • развивать эмоциональную сферу у детей.

    Воспитательные:

    • воспитывать трудолюбие;
    • воспитывать коммуникативные способности.

    Образовательные области: познание, коммуникация, труд, здоровье.

    Методы и приемы: рассказ, беседа, объяснение, рассматривание, обследование образца, анализ образца, игра, чтение, моделирование, проблемный вопрос.

    Оборудование и материалы

    Демонстрационные: фотографии, иллюстрации домов, образцы готовых домов (2 шт.).

    Раздаточные: фотография своего дома, схема, заготовка дома из бумаги, клей, кисть, клеенка, тряпочка, цветная бумага, шаблон двери и окна.

    Место проведения: группа.

    Посадка детей: столы расставлены буквой П или рядами.

    Ход НОД

      1. Оргмомент

    В.: Ребята отгадайте загадку.

    Никого нет краше, никого нет выше,

    Облака ночуют на огромной крыше.

    Желтоглазый великан вдаль глядит по сторонам,

    А к полночи стих и замер, смотрит темными глазами.

    Городские великаны прячут жителей в карманы.

    В.: Что же это?

    Д.: многоэтажный дом.

      1. Основная часть

    Сюрпризный момент. Появление Кота ученого.

    К.у.: Здравствуйте, ребята!

    Д.: Здравствуйте!

    К.у.: Ребята, я Кот ученого и много знаю. Хочу вас познакомить с архитектурой нашего края. И сегодня мы с вами отправимся на стройплощадку и будем строить дома. Вы согласны?

    Дети садятся за столы.

    В.: Все здания, сооружения, парки, скверы называются архитектурой. Архитектура это то, что нас окружает, и она бывает разная:

    • жилые здания - это наши с вами дома, общественные здания - больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания - заводы, фабрики;
    • сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны;
    • создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов.

    А придумывает все архитектурные сооружения - архитектор. Он придумывает и чертит схемы построек. А воплощать в жизнь свои задумки ему помогают строители. Вот мы сегодня будем строителями и будем строить свои дома. Нам их придумывать не надо, а просто нужно построить из имеющихся материалов.

    В.: Сколько этажей может быть у домов?

    Ответы детей.

    В.: Давайте рассмотрим ваши дома. Из чего сделан дом? Сколько этажей? Сколько подъездов? Какая крыша?

    Дети по очереди отвечают.

    Показ способов действий

    В.: У вас есть развертка дома, у всех разные. Вам нужно согнуть по пунктирным линиям развертку и проклеить ее. Также мы поступаем с разверткой крыши. Пока наши детали будут сохнуть, берем желтую бумагу и разрезаем по линиям. Это будут окошки. Далее берем шаблон двери и обводим его на коричневой бумаге и вырезаем. Приклеиваем крышу к основанию. Приклеиваем окошки, смотря на фотографию. Между окошками не забывайте оставлять пространство. Приклеиваем внизу дверь.

    Физкультминутка

    Динь-дон, динь-дон, Постукивание кулачок об кулачок
    Гномы строят новый дом.
    Красят стену, крышу, пол. Плавные движения руками, имитирующие покраску кистью
    Прибирают все кругом. Имитированные движения подметание пола
    Мы к ним в гости придем Шаг на месте
    И подарки принесем. Имитация вручение подарков
    На пол мягкую дорожку, Как-будто расстелают дорожку
    Расстелив ее к порожку.
    Две подушки на диван, Руки прислонить к щеке, как-будто спят
    Меду липового жбан. Погладить живот

    Практическая работа

    Дети выполняют самостоятельно работу, воспитатель помогает и подсказывает по мере необходимости.

    Анализ работ

    III . Итог

    В.: Ребята, какое новое слово вы сегодня узнали?

    Д.: Архитектура.

    В.: Какая бывает архитектура? жилые здания - это наши с вами дома, общественные здания - больницы, детский сад, школа, дом культуры, вокзал и т.д., промышленные здания - заводы, фабрики; сады, парки, городские скверы и бульвары. бассейны, фонтаны; новые города и поселки, реконструкция старых городских районов.

    Дети отвечают с помощью воспитателя.

    В.: Что мы сегодня с вами строили?

    Д.: Свои дома.

    В.: Вам понравилось быть строителями?

    В.: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились.

    Юлия Нащекина

    Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Строители »

    Цель : учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки , закреплять умение детей строить разные дома , учить конструировать по чертежу .

    Образовательные задачи :

    Учить детей планировать свою деятельность;

    Развивающие задачи :

    Закреплять знания детей о деталях конструктора и их свойствах .

    Продолжать совершенствовать навыки работы с мелким конструктором ;

    Развивать чувство формы и композиции;

    Воспитательные задачи :

    Воспитывать умение работать не мешая другу -другу, уметь договариваться.

    Самостоятельно подбирать нужный строительный материал ;

    Воспитывать самостоятельность, инициативность.

    Словарная работа :

    Обогащение словаря детей : «архитектор» ,

    Активизация (слева, справа, вверху, внизу, рядом, около, под, над) .

    Материалы и оборудование :

    Демонстрационный –Иллюстрации, фотографии

    Раздаточный –конструктор

    Предварительная работа :

    Во время прогулок рассматривание домов в ближайшем окружении;

    Рассказ воспитателя и рассматривание фотографий в альбоме «Моя улица»

    Чтение художественных произведений рассматривание иллюстраций;

    Игры детей с конструктором (ЛЕГО, маленький деревянный) .

    Методы и приемы :

    Игровой, наглядный, словесный (вопросы, беседа) .

    Ход работы образовательной деятельности

    1 часть. Беседа.

    Воспитатель сообщает тему конструирования . Вспоминают, что дети видели на улицах города, какие здания, дома. Вспоминают из каких деталей конструктора собирали дома в группе .

    2 часть. Какие красивые и разные дома в нашем городе.

    Ребята, а как вы думаете, кто создает проект дома? Правильно – архитекторы.

    Давайте, ребята, попробуем назвать, детали конструктора , которые изображены на данном рисунке.

    Дети рассматривают, называют детали конструктора , которые изображены на рисунке. Воспитатель задает уточняющие вопросы :

    Педагог предлагает совместно подумать и решить, какой именно дом они будут строить . Можно сконструировать дома по любому чертежу, или по своему замыслу.

    Затем несколько детей рассказывают о будущей постройке .

    Воспитатель предлагает подойти к столам и приступить к постройке дома . Проводится пальчиковая гимнастика «Строители » .

    Мы строители , мы строим , Ребенок стучит кулачком о кулачок.

    Много мы домов построим , Загибает по очереди пальцы на обеих руках.

    Много крыш и потолков,

    Много окон, стен, полов,

    Много комнат и дверей,

    Лифтов, лестниц, этажей.

    Будет у жильцов веселье – Произносит слова веселым голосом.

    В новом доме новоселье! Произносит громко слово «новоселье» , поднимая руки вверх.

    Проделав половину работы предлагаю немного размяться.

    Физминутка :

    То не град, то не гром (Дети встают на носочки, поднимают руки вверх,

    Кровельщик на крыше. изображая стук молотком кулачками)

    Бьет он громко молотком –

    Вся округа слышит. (закрывают ладонями уши)

    Он железом кроет дом,

    Чтобы сухо было в нем. (наклоняются вниз, доставая ладонями пол)

    3 часть. Итог

    По окончании работы педагог предлагает детям рассмотреть постройки друг друга . Воспитатель предлагает рассказать о том, кто, что строил .

    Ребята, давайте рассмотрим дома, которые у вас получились. Понравилось ли вам строить дома ? (Ответы детей) .

    Дети, дома у вас получились разные, прочные и красивые. Работали вы дружно, помогали друг другу. Молодцы.



    Публикации по теме:

    Онструирование в старшей группе «Сказочный город» Цель: учить детей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки, закреплять.

    Программное содержание. Цель: создать условия для формирования УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных, а именно конструирование.

    Конспект НОД по конструированию «Мы-строители» в подготовительной группе Богомазова Елена Константиновна Воспитатель МБДОУ Детский сад «Звездочка» ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой Конспект НОД по конструированию.

    Конспект НОД по конструированию «Здания нашего города» в старшей группе. Задачи: 1. продолжать учить детей создавать простые и сложные конструкции.

    Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Собака» Программное содержание: - учить детей изготавливать игрушки на основе цилиндра; - упражнять в умении соединять лист бумаги прямоугольной.

    Конспект занятия по конструированию из бумаги в старшей группе «Подснежники» Программное содержание. Учить детей делать поделку из бумаги способом оригами, честно выполнять инструкции воспитателя. Развивать память,.