Подготовка малыша к школе. Домашняя подготовка детей к школе: развивающие задания, игры, упражнения, тесты. Психологическая и эмоциональная подготовка детей к школе: тестирование. Пример программы психологической подготовки детей к школе

Правильная подготовка к школе детей – залог их будущей отличной учебы. Необходимо, чтобы до начала обучения ребенком были освоены основы правописания, математика (начальный этап), чтение.

Широкий кругозор и навыки общения со сверстниками будут способствовать его авторитету среди сверстников и педагогов.

Такая подготовка позволит малышу увереннее чувствовать себя в новой обстановке , легче войти в режим повышенных учебных нагрузок.

По ФГОС предусматривается, когда записываться в школу, ребенок должен овладеть базовыми навыками при подготовке к новому учебному году.

Обеспечивается следующая подготовленность:

  • Интеллектуальная.
  • Психологическая.
  • Социальная.
  • Мотивационная.
  • Физическая.

Полезен будет развивающий кружок. Родителям вовсе не нужно иметь специальное образование, важно усвоить основные правила.

Занятия для дошкольников будут эффективными при установлении жесткого распорядка дня. Чтобы подготовить ребенка к учебной дисциплине, важно заблаговременно выработать у него привычку к режиму учебы и отдыха.

Это позволит правильно распределить необходимое время для занятий, домашней подготовки, отдыха.

Важно , насколько правильно подобраны упражнения для развития базовых навыков, требующихся для учебного процесса.

Развивающие задания для ребенка перед новым учебным годом

Не забывайте, что ребенок успешнее освоит новые знания, преподнесенные в виде игры. Развитие моторики.

Помочь укрепить навыки письма помогут следующие задания:

  • Выполнение карандашной штриховки в тетради под разными углами.
  • Заполнение прописи.
  • Рисунки с использованием карандашей, фломастеров, акварельных красок.
  • Процесс лепки фигурок из пластилина.
  • Вырезание ножницами бумажных силуэтов.
  • Аппликации.
  • Игра с мозаикой или конструктором.
  • Самостоятельное завязывание шнурков.

Для развития памяти будет полезно:

  • Попросить малыша пересказать прочитанный рассказ.
  • Перечислить вечером увиденное за день.
  • Рассказать о просмотренных телепрограммах или мультфильмах.
  • Нарисовать увиденный до этого предмет или описать его словесно.

Развить внимательность помогут следующие упражнения:

  1. Совместный поиск в комнате предметов , название которых начинается с одной буквы – кто первый справится с заданием.
  2. Если взрослый занят делом – в процессе работы можно, рассказывая сказку, попросить ребенка хлопать в ладоши, когда произносится слово на определенную букву или при упоминании животных.
  3. Предложите малышу заниматься двумя делами одновременно , например, лепить и пересказывать сказку.

Помимо развития перечисленных навыков важно подготовить ребенка к школе психологически. Он должен быть готов к общению со сверстниками и учителями, еще находясь в детском саду.

Приведем некоторые советы родителям, которые могут помочь при начальной подготовке будущих первоклассников в домашних условиях:

  1. Не нужно чрезмерно перегружать малыша, чтобы не утратить заинтересованности к занятиям.
  2. Установленный режим дня должен соответствовать будущей учебе.
  3. Не забывайте об игровой форме занятий.
  4. Разнообразьте подготовительный процесс.
  5. Ребенок должен регулярно находиться на свежем воздухе, играть в подвижные игры.
  6. Правильно подготовьте рабочее место, чтобы обеспечивалось достаточное освещение, необходимая высота стола и стула.
  7. Оказать помощь в подготовке способны развивающие компьютерные игры.
  8. Развить моторику движений поможет, если ребенок одновременно будет проходить музыкальную подготовку.

Если затрудняетесь с выбором упражнений, обратитесь к интернету – там предлагаются различные пособия.

Подготовленные на их основе конспекты будут полезны . Может оказать помощь опытный педагог.

Если у малыша проблемы с произношением некоторых звуков может быть полезным логопед.

Правильная индивидуальная подготовка малыша окажется неоценимой для предстоящего учебного процесса.

Подготовка к школе: программы и упражнения

Приведем некоторые упражнения для подготовки дошкольника. Как тренировка зрительной памяти. Расположите в один ряд 6 игральных карт.

Попросите малыша запомнить их расположение и отвернуться. Поменяйте местами две из них, и пусть он укажет, расположение которых карт изменилось.

Упражнение повторяйте несколько раз , постепенно увеличивая число карт, можно их расположить в несколько рядов.

№ упражнения Продолжительность Занятие Что достигается Что потребуется
1 Полчаса
  1. Игра в кубики.
  2. Волшебные окошки
  1. Правильное восприятие цветовых оттенков и размеров.
  2. Определение формы фигур, различение цветов и величины предметов
  1. Кубики.
  2. Карточки разных цветов
2 Полчаса
  1. Сказочные семена.
  2. Волшебный попугай
  1. Тренировка зрительной памяти, внимательности.
  2. Развитие слуховой памяти, внимательности
  1. Карты с изображенными фруктами, овощами и семенами.
  2. Слоговый набор
3 Полчаса
  1. Сказочные иллюстрации.
  2. Зайка
  1. Развитие правильного восприятия и умения составить рассказ по одному изображению.
  2. Развития навыков письма
  1. Серия разрезанных сюжетных картинок.
  2. Рисунок зайки с домиком, карандаш

Рассмотрим, в чем заключаются упражнения:

1. Кубики .

Выбираем самый большой и маленький кубики. Подсчитываем их общее количество, в том числе и в обратную сторону. Считаем количество кубиков определенного цвета и размера. Складываем из кубиков разные фигуры.

2. Волшебные окошки .

Понадобится 12 карточек основных цветов и оттенков, 5 фигурок разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной и так далее.

Предполагается, что волшебником построены чудесные окошки разной формы и цвета . Предложите описать некоторые из них и выбрать наиболее понравившиеся.

3. Сказочные семена .

Понадобится 9 карточек с нарисованными фруктами, овощами и их семенами. Сильный ветер смешал разложенные семена и плоды.

Требуется упорядочить их размещение. Незаметно убрав одну из карточек, предложите определить пропажу.

4. Волшебный попугай .

Предложите малышу почувствовать себя волшебным попугаем, способным перечислять по памяти различные фразы.

Называйте несколько слогов, ребенок должен их повторить в той же последовательности. Назовите несколько слов и попросите малыша повторить в аналогичном порядке.

5. Сказочные иллюстрации .

Понадобится:

  • Три карточки с рисунками: одна разделенная надвое, вторая – на четыре фрагмента, третья – на шесть.
  • 3-4 изображения различных сюжетов.
  1. Имеются волшебные изображения , которые постоянно путаются. Необходимо их правильно сложить, по степени возрастания сложности: начиная с разделенной на 2 части и заканчивая – на 6.
  2. Другие картинки целые , но их нужно упорядочить по ходу развития сюжета. Попросите пересказать возможный сюжет сказки.

6. Зайка .

На рисунке изображен зайка и его домик. Между ними – извилистая тропинка. Чтобы помочь зайке вернуться домой, нужно, не отрывая карандаша, провести линию по центру тропинки, не пересекая ее границы.

Предлагаемый комплекс упражнений – далеко не единственный возможный, но он поможет ребенку освоить необходимые навыки и подготовиться к школе. Все зависит от вашей фантазии и желания.

Выводят буквы и решают примеры. К чему нужно готовить будущего первоклассника на самом деле?

В разделе «Подготовка к школе» мы делимся рекомендациями о том, как подготовить ребёнка к школе самостоятельно, а также онлайн.

Родителям в помощь – полезные материалы, вопросы, задания

  • Что должен знать и уметь ребенок перед школой?
  • Задания, игры и упражнения для подготовки к 1 классу в домашних условиях.
  • Занятия логикой и математикой для дошкольников и младших школьников.

1. Физическое развитие

С детства прививайте ребенку интерес к спорту и занятиям физкультурой. Лучше всего здесь работает личный пример. Находите время на активные занятия с детьми дома и на улице.

Предложите ребенку попробовать разные спортивные секции: плавание, гимнастику, единоборства, танцы. Пусть он выберет то, что ему действительно понравится.

Если сын или дочь сами напоминают вам об очередной тренировке и стараются не пропускать ни одного занятия в неделю – это успех.

2. Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

3. Интеллектуальное развитие

Читать, писать, считать и решать простые математические задачи ребенка научат в школе. Более ценное, что могут сделать родители для своих детей – научить их правильно мыслить, рассуждать, анализировать информацию и видеть главное.

Что именно нужно делать?

1. «Зажгите» познавательный интерес и стимулируйте к изучению нового: в книгах, видеосюжетах, дома и на прогулке. Организуйте ребенку разнообразный досуг, чтобы они понимал, сколько в мире нового и интересного, о чем ему предстоит узнать.

2. Развивайте речь и умение общаться. Учите ребенка находить общий язык со сверстниками и взрослыми. Важно научить умению слушать, аргументировано доказывать свою точку зрения и получать удовольствие от самого процесса общения.

3. Развивайте логическое мышление. Решать типовые задачи ребёнок научится на уроках математики. А вот чтобы он успешно справлялся с заданиями со звёздочкой и бытовыми задачами, не обойтись без умения рассуждать и мыслить нестандартно. Эти способности можно и нужно тренировать.

Каким образом?

Где искать задачи?

10 лет назад на ум приходили только сборники и детские журналы. Сейчас гораздо больше качественных интересных материалов можно найти в интернете. Но как не потеряться в этом океане развивающих заданий?

Чтобы оценить приблизительный уровень интеллектуальной готовности ребенка к школе, посмотрите небольшую подборку математических задач для дошкольников от ЛогикЛайк или начните занятия на сайте.

С приближением дня знаний, родители нередко задаются вопросом: как подготовить ребенка к школе, чтобы любимое чадо легко и быстро адаптировалось к школьной жизни, без затруднений усваивало учебную нагрузку и не отставало от сверстников? Готовить ребенка к школе необходимо заранее, то есть не за месяц, неделю или считанные дни, до начала учебного процесса. Если родители в энтузиазме и спешке опомнились только в августе, не стоит ждать от малыша отличительных результатов. Грамотные советы и рекомендации практических психологов окажутся актуальными для родителей будущих первоклашек и помогут подготовить малыша к новому учебному году.

Итак, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Августовская подготовка. Август – достаточно поздний срок. Что за месяц малыш может усвоить? За этот период он успеет лишь осознать важность самого процесса, необходимого для приобретения дальнейшего жизненного опыта. Если родители не проводили бесед с ребенком касающихся школы, стресса и длительной адаптации к новым условиям жизни не миновать. Привить навыки к чтению, обучить чадо счету, тоже вряд ли удастся. Это процесс не одного дня, который требует волевых усилий, осознанности и целеустремленности.

Летний период.

Если ребенок ходил в детский сад или посещал центр раннего развития, вы прислушивались к рекомендациям воспитателей и прилежно их исполняли, в таком случае, вполне реально подготовить малыша к школе по скайпу за три месяца. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо правильно распределить нагрузку, ежедневно заниматься с ребенком, составить распорядок дня, выделить время для обучения, отдыха, активных, развивающих и подвижных игр. Заводите беседы о школе, чтобы на момент поступления в первый класс он имел представление о системе образования. Мотивируйте на успех, расскажите о том, что его вскоре ожидает.

На протяжении года. За год ребенка вполне успешно можно подтянуть и настроить на дальнейшую продуктивную учебу. Кроме того, за этот период к школе малыша могут подготовить как родители в домашних условиях, так и воспитатели в саду.

Подготовка к школе с 4-х лет. Готовить ребенка к школе с раннего возраста рекомендуют и педиатры, и детские психологи. К этому возрасту у малыша уже сформировано самосознание, интенсивно пополняется словарный запас, выстраивается грамматический строй речи, появляются развернутые обобщения – рассказы, монологи. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития памяти и мышления. Эмоциональная жизнь к четырем годам становится постоянной и уравновешенной. В отличие от раннего детства, жизнь дошкольника весьма разнообразна. Малыш включается в системы социальной среды, у него появляются новые виды деятельности, и вместе с ними новые мотивы – соревнований, соперничества, достижения успехов, мотивы, связанные с усвоением и закреплением моральных норм. Дошкольники имеют четкое представление об успехах и поражениях. К этому времени дошкольник успел сформироваться как личность. В игровой форме он уже может читать, рисовать, писать. Начинается возраст почемучки, малыш проявляет ко всему интерес и стремится к познанию внешнего мира. Не стоит подавлять эту инициативу, пусть дитя впитывает в себя всю полезную и значимую информацию. Очень важно не упустить этот момент и воспользоваться им для привития ценностных ориентаций и социально значимых навыков.

Задавая вопрос специалистам, когда лучше готовить ребенка к школе, психологи однозначно скажут, что познавательные занятия стоит начинать с 4-х летнего возраста. В таком случае, поход в первый класс не доставит излишних хлопот и не отразится негативно на детской самооценке. Разумеется, вышесказанное касается детей, которые не имеют существенных отклонений и задержек психического развития.

С чего начать подготовку к школе?

Чтение .

  • Чем быстрее ребенок познакомится с буквами, научится читать по слогам и распознавать звуки, тем успешнее сложится процесс.
  • С малых лет читайте малышу сказки, рассказы
  • Прочитанный текст обсуждайте, задавайте вопросы, пусть чадо учится пересказывать
  • Возьмите за правило, каждый день разучивайте по одной букве. Существует множество наглядных пособий, азбука на магнитах, в картинках, книги, которые позволят обучения сделать увлекательным и продуктивным.
  • Пусть ребенок проговаривает вслух выученную букву и находит ее в тексте.
  • Игра в ассоциации поспособствует быстрому запоминанию. Пусть кроха выстраивает ассоциативный ряд, проводит аналогии, с чем у него ассоциируется та или иная буква.

Правописание

Правописание тесно связано с чтением. Здесь вы сможете закрепить знания и выполнить упражнения с буквами, которые успели выучить.

  • Пусть малыш учится писать печатными буквами
  • Для обучения письму используйте тетради в косую линейку.
  • Подайте ребенку пример, напишите на начальной строке буквы, чтобы по вашему образцу он смог самостоятельно проделать упражнение. Если у малыша не получается, не вините и не ругайте за оплошность, в доброжелательной форме укажите на недочеты и проделайте упражнение снова. Прописывая буквы, обращайте внимание малыша на аккуратность и внимательность.

Занятия математики

Для поступления в начальное звено уроки математики по скайпу крайне необходимы.

  • Чтобы обучить чадо счету, целесообразно приобрести наглядные дидактические материалы. Таковыми могут быть пирамидки с числовым рядом и счетами, деревянные игрушки, изображающие животных и цифры, палочки для счета.
  • Считайте игрушки, конфеты, фрукты, пальчики на ногах, руках.
  • Каждое новое занятие разучивайте по паре чисел. Очень важно, чтобы ребенок запомнил их и научился писать.
  • Геометрические фигуры, понятие формы и величины можно выучить с помощью деревянных рамок-вкладышей, или же при помощи фигурок печенья.

Не стоит ограничивать чадо в творчестве, лепка, рисование, конструирование – великолепно развивают мелкую моторику, подготавливают руку к письму и способствуют развитию высших познавательных процессов.

Также родителей будущих первоклашек волнует вопрос психологического здоровья малыша. Как психологически подготовить его к походу в первый класс, чтобы он не ощущал внутренней скованности и чувствовал себя уверенным? Чтобы ребенок не забивался по углам, взаимодействовал с другими учениками, вливался в учебный процесс и контактировал с педагогами, важно чтобы он умел: общаться, осознавал смысл обучения в школе, словесно отстаивал свою позицию, планировал деятельность и намечал цели, осознавал последствия своего поведения, имел четкие представления о дисциплине и внутреннем уставе школы. Кроме того, важно чтобы первоклассник имел благоприятный психологический настрой и объективную самооценку.

Родителям на заметку!!! Подготовка к школе не должна ограничиваться чтением, письмом и счетом. До похода в первый класс с ребенком должен быть родительский диалог, беседуйте с ним о том, как следует вести себя с взрослыми и сверстниками, вырабатывайте у него чувство ответственности, самостоятельности, говорите на тему дисциплины. Если заметили в поведении чада признаки негативизма, сокрытия, безосновательную агрессию, незамедлительно проконсультируйтесь с детским психологом, чтобы не запустить проблему и не спровоцировать большее отчуждение.

Еще несколько десятков лет назад дети шли в школы с минимальной базой знаний, которая давалась в детском саду. В первом классе дети постепенно начинали знакомиться с буквами и цифрами. Современная школьная программа достаточно сложная, сегодняшние дети должны прийти в школу с определенным багажом знаний. Первоклассник обычно умеет читать, немного писать печатными буквами, складывать и вычитать цифры до 10. Как же так? Почему учебная нагрузка с каждым годом увеличивается? Скорее всего, это веяние времени. Еще 50 лет назад люди учились в институте и техникуме, получали образование и всю жизнь работали по профессии. Нынешний рынок ставит современных специалистов в более жесткие условия. Сегодня, чтобы оставаться на плаву, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться. Поэтому и в школе программа становится сложнее, повышенные требования возникают даже к первоклассникам.

Подготовка к школе – это многогранный процесс, который включает в себя навыки по различным предметам – чтение, счет, письмо. Малыш должен уметь заниматься различными видами творчества – это рисование красками и карандашами, лепка, аппликация. Ребенок должен знать цвета, формы, времена года и еще много-много всего интересного. А еще будущий первоклассник должен быть социально адаптирован – это значит, что ребенок должен уметь общаться со сверстниками и взрослыми, не бояться их. В этой статье поговорим о многогранной подготовке дошкольника к первому классу, что позволит вам восполнить пробелы в обучении и эмоциональном состоянии малыша.

Что должен знать будущий первоклассник

Некоторые родители совершают большую ошибку, когда задумываются о подготовке к школе только летом, за три месяца до начала обучения. Как правило, это сопровождается серьезными нагрузками, по сути, ребенок не отдыхает перед учебным годом. Это опасно для иммунитета и нервной системы малыша. Чтобы обучение было комфортным и эффективным, его следует начинать задолго до начала школьного процесса. Постепенно, уже с трех лет можно учить малыша считать пальчики на руках, рассказывать ему об окружающей природе, учить цвета и т.д. А с пяти лет подготовка должна быть более серьезной. Дети, которые ходят в детский сад и специальные развивающие центры, в этом отношении гораздо более подготовлены. Ведь мама, даже если она много времени посвящает ребенку и регулярно с ним занимается, не может охватить столь обширную программу. Вот некоторые навыки и знания, которыми должен обладать будущий первоклассник.

Счет
Это азы математики и счета, которые первым делом заключаются в прекрасном знании цифр. Ребенок должен понимать принцип счета до 100. Он должен уметь считать не только от единицы, а от заданного числа, например, ему сказали 4, а малыш продолжил – 5,6, 7 и т.д. В пределах 10 ребенок должен уметь называть соседние цифры. То есть, задана цифра 7, ребенок должен определить, что до нее находится 6, а после семерки – 8. Ребенок должен быть знаком с такими понятиями, как больше, меньше и равно, он должен уметь сравнивать числа в пределах 10. Будущий первоклассник должен не просто заучивать цифры, но и понимать их смысл, он должен уметь сосчитать яблоки, конфеты, другие предметы. В некоторых школах есть требования, что малыш должен уметь складывать и вычитать в пределах 10, ребенок должен знать, что такое плюс и минус. Иногда требуется не только простой, но и обратный счет. В обязательном порядке ребенок 6-7 лет должен знать названия основных геометрических фигур – круг, квадрат, овал, треугольник и т.д. Это базовые математические познания, которыми ребенок должен обладать перед школой.

Письмо
Многие дети умеют к школе писать, но только печатными, а не прописными буквами. Ребенок должен знать все буквы, должен уметь писать простые слова (допускается, если он путает Э и З, пишет некоторые буквы в зеркальном отражении). Малыш должен отличать гласные звуки от согласных, он должен знать отличия буквы от звука. Будущий первоклассник должен уметь разделять слово на слоги, он должен определять расположение указанной буквы в слове – в начале, в середине или в конце. Если загадать буквы, ребенок должен назвать несколько слов на эту букву. Малыш должен уметь правильно удерживать ручку, обводить картинки по контуру без отрыва карандаша от бумаги. Обычно к этому возрасту дети умеют рисовать прямые и волнистые линии, обводят различные пунктирные завитушки в прописях. Дошкольник, как правило, достаточно аккуратно разукрашивает картинки красками и карандашами.

Чтение

В настоящее время очень редко в школу приходят дети, которые еще не умеют читать. Как правило, первоклассник уже знает все буквы и умеет читать по слогам. Можно сказать, что чтение является базовым навыком, чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будут даваться другие предметы. Если вы еще пока не научили ребенка читать, стоит начать с гласных букв. Не спешите выучить все буквы, познакомьте ребенка с базовыми – А, У, О, М и т.д. Потом из них можно будет составлять слова, чтобы обучение не было таким скучным. Некоторые педагоги рекомендуют учить не буквы, а звуки. К тому же, сейчас стараются учить деток читать сразу слогами. Иначе ребенок зачастую просто сбит с толку, когда буква БЭ превращается в звук Б. После таких экспериментов ребенок читает простые слова, как БЭ-А-БЭ-А, а не просто Баба.

Творчество
Ребенок в этом возрасте хорошо раскрашивает картинки, не выходя за ее контуры. Малыш должен уметь аккуратно пользоваться фломастерами, красками, карандашами. Он должен уметь заштриховывать обозначенные участки на бумаге. Ребенок этого возраста довольно хорошо лепит различных животных, фрукты, овощи, геометрические фигуры. Малыш уже имеет некоторое абстрактное мышление – он может визуально сформировать икебану, аппликацию из сухих листьев, сделать поделку из подручных средств и т.д.

Окружающий мир
Ребенок к 7 годам должен знать дни недели, времена года и месяцы, страну проживания и столицу своей Родины. Очень важно, чтобы малыш мог назвать свое полное имя, имя родителей, свой телефон и адрес. Ребенок должен знать названия основных животных, птиц, рыб. Он должен знать, чем дерево отличается от кустарника, должен различать фрукты, ягоды и овощи. Малыш должен знать разные природные явления – гром, дождь, град, ураган. Важно познакомить ребенка с такими понятиями, как утро, день и вечер.

Это базовые знания, с которыми ребенок должен прийти в первый класс. Никто не говорит, что малыша не возьмут в школу, если он не знает всего этого. Но ребенку будет гораздо сложнее осваивать материал, если он не может разобраться с самыми простыми начальными понятиями.

Как научиться быть самостоятельным в школе

Отдавая ребенка в школу, родители должны понимать, что отныне малыш будет предоставлен самому себе в плане гигиены. Учитель начальных классов, конечно, во многом помогает малышам, но это, все-таки не воспитательница и не нянька в детском саду. Ребенок к семи годам должен уметь полностью самостоятельно одеваться и раздеваться – завязывать шнурки, использовать молнии и заклепки, застегивать пуговицы, открыть и закрывать зонт, переодеваться на физкультуру, складывать вещи, убирать за собой, содержать свое рабочее пространство в порядке. Это так же важно, как уметь читать и писать.

Кроме того, ребенка следует воспитывать, объяснять ему правила поведения в обществе. Он должен понимать, что бегать, кричать и баловаться на уроке нельзя. Нельзя драться, обижать слабых, задираться, огрызаться, сквернословить и т.д. Нужно здороваться, уступать место взрослым, бережно относиться к школьной мебели, нужно помогать девочкам переносить тяжести. Все эти элементарные правила ребенок должен знать еще до поступления в школу, это базовые нормы этикета. Воспитание малыша идет из семьи, помните об этом.

Кроме гигиенических норм и навыков письма и чтения очень важно заняться психологической подготовкой ребенка к школе. Вот несколько советов и рекомендаций, которые могут быть полезны мамам будущих первоклассников.

Учите ребенка в любой ситуации доводить начатое дело до конца, будь это построение песочного замка или начатая книга. Это позволит ему добиваться больших успехов в школе.

Если ребенок не ходит в детский сад и развивающие центры, обустраивайте игру в «Школу» дома, оборудовав парту и все нужные принадлежности. Меняйтесь с ребенком ролями, чтобы он тоже мог побыть учителем. Давайте ребенку уместные замечания, не обижая и не критикуя его. В школу могут также ходить игрушки – куклы и медведи.

Не теряйте доверительного отношения с ребенком – чаще разговаривайте с ним в спокойной обстановке, рассказывайте о своих делах и планах. Это действительно важно, при возникновении какой-то неординарной ситуации в школе малыш обязательно поделится с вами.

Чаще рассказывайте ему о чем-то конкретном, удерживайте внимание ребенка на определенном предмете в течение 15-20 минут.

Если у ребенка что-то не получается, как правило, он расстраивается и забрасывает это дело. Ваша задача научить ребенка преодолевать трудности. Помогите малышу закрасить картинку, найти нужную деталь паззла или конструктора, исправьте ошибки. Важно помочь малышу, но не выполнять задание вместо него.

Прививайте ребенку чувство ответственности, для этого малышу нужно дать более широкую свободу действий. Если тренировки или кружки по интересам находятся недалеко от вашего дома, доверьте малышу самостоятельно посещать дополнительные занятия. Безусловно, нужно позвонить тренеру и удостовериться, что ребенок дошел, но это уже второстепенный вопрос. Главное, чтобы ребенок понял, что степень его ответственности повышается, и оплошать он просто не может.

Если ребенок редко бывает в детском коллективе, это нужно исправлять. Отведите малыша в детский сад, центры развития, ходите в гости к сверстникам, учитесь общаться на игровой площадке. Если ребенок не ладит с детьми, постарайтесь выяснить причину подобного обстоятельства. Учите ребенка быть справедливым и честным. Малыш должен знать элементарные «правила игры» в детском обществе. Меняться игрушками с товарищем можно только по обоюдному согласию. Кто хозяин игрушки или книги, тот и дает разрешение с ней поиграть. После ссоры нужно просить прощения у тех, кого обидел. Бить девочек и тех, кто младше тебя – нельзя. В то же самое время нужно учить ребенка, чтобы он умел постоять за себя, если его обижают. То есть, первым в драку лезть не стоит, но дать сдачу не возбраняется, особенно, если у вас сын.

Чаще рассказывайте ребенку о школе, представляйте будущий период, как что-то очень важное и нужное. Скажите ему, что малыш стал совсем большим, в детском саду остаются только малыши, а ему пора в школу. Рассказывайте об этом радужно и позитивно, ребенок настроится на процесс обучения с интересом и любопытством.

Нужно объяснить ребенку, что в классе на уроке должна быть тишина – только при этом условии учитель сможет что-то объяснить, рассказать и показать. Расскажите ребенку, что он должен сделать, если он хочет что-то спросить у учителя. Также следует уточнить, что тянуть руку желательно после важной части урока, когда учитель уже объяснил новый материал.

Заранее выберите школу и преподавателя, у которого вы будете учиться. Многие школы предоставляют нулевые классы, в которые нужно ходить по субботам. Это дает ребенку прекрасную возможность познакомиться с учительницей, будущими одноклассниками, малыш привыкает к школьной обстановке, звонкам и т.д.

Это основные правила психологической подготовки ребенка, о которых должен знать каждый родитель.

Практическая подготовка

Кроме психологического аспекта, следует задуматься и о практической стороне вопроса. Перед школой обязательно нужно сделать все прививки, как минимум, за месяц, чтобы исключить возникновение непредвиденных реакций. Если ребенок встает поздно, его нужно постепенно готовить к ранним подъемам, для этого за пару недель до начала учебы вставайте все раньше и раньше. Постепенное смещение часов подъема избавит вас от резкого стресса, который может повлиять на состояние малыша.

Кроме этого, нужно подготовить ребенка к школе материально. Одежда первоклассника должна быть не только красивой, но и комфортной, она не должна сильно мяться, нужно приобретать предметы гардероба из натуральных тканей, которые пропускают воздух. Обувь также должна быть удобной, рюкзак должен соответствовать эргономическим, эстетическим и медицинским требованиям. Приучайте малыша, что в школу нужно брать только необходимые принадлежности, не стоит таскать все, что есть на письменном столе. Тяжелый рюкзак носить гораздо сложнее, это может привести к излишней усталости и проблемам с позвоночником.

Еще до начала школьного периода обратите внимание на письменный стол, где будет заниматься малыш. Следите за тем, чтобы ребенок сидел на стуле ровно, не горбился, не склонялся над тетрадью слишком низко. Под ноги будущему первокласснику нужно положить небольшую подставку. Обратите внимание на расположение ног. Колени должны быть согнуты под прямым углом, равно как и голень по отношению к ступне. Обратите внимание на освещение, свет должен падать на стол с левой стороны, в идеале это должен быть дневной свет. Если не обращать внимания на все эти мелочи, то со временем это может привести к ухудшению зрения у ребенка. Согласно статистике, каждый десятый ребенок нуждается в очках после начала посещения школы. Поэтому родители должны приложить максимум усилий, чтобы сохранить зрение ребенка.

Некоторые первоклассники очень сильно нервничают, когда идут впервые в школу. Это может проявляться такими реакциями организма, как диарея, рвота, икота, нервный тик, холодные конечности. Нужно объяснять малышу, что школа – это очень интересно и здорово, там можно узнать много нового, завести друзей на всю жизнь, получить нужные знания. Чем больше вы будете беседовать с ребенком, тем более спокойным он будет. А дальше все пойдет по плану. Не стоит чрезмерно переживать, не вы первые, не вы последние!

Видео: подготовка ребенка к школе