Логопедическое пособие для развития речевого дыхания. Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания картотека по логопедии (подготовительная группа) на тему. Облечу весь шар земной, а потом вернусь домой

Наталья Черникова

Пособия изготовлены своими руками из подручных материалов. Можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков. Тема формирования правильного речевого дыхания актуальна в наше время.

Вырабатываем воздушную струю с детьми, используя различные дидактические пособия . Некоторые пособия являются помощниками при изучении лексических тем.

При изучении темы «Лето» , можно предложить детям поиграть с бабочками. Каждый должен подуть на бабочку так, чтобы она закружилась в воздухе. Бабочку удобно брать за колечко, надев его на пальчик. Для изготовления таких бабочек нам понадобились гофрированная бумага, скотч, ножницы, фантики от конфет (лучше если они из фольги, ниточки, колечки.

Из гофрированной бумаги сделала крылышки, из фантика от конфеты скрутила туловище и голову, прикрепила к крылышкам.

Взяла пузырёк с лекарством (это были капли от насморка)


Сняла пробку и достала колечко. Оно очень удобно по размеру детских пальчиков.


Прикрепила ниточку, бабочки готовы.



Так, например, при изучении темы «Овощи» можно предложить детям сначала рассмотреть посаженные овощи на грядке, назвать их, а затем подуть на пёрышки лука и ботву моркови и репки. Для изготовления пособия понадобилась пустая коробка из-под печенья, самоклеящаяся плёнка, картинки овощей, вискозные салфетки, цветная бумага. Листья овощей получились разной фактуры.


Необходимо обучать детей правильному дыханию . Педагог учит, что сначала надо сделать вдох носом, а затем с силой выдохнуть через рот таким образом, чтобы зашевелились листики у овощей.


Сейчас, в зимний период, мы тоже используем игры на дыхание . Для этого используем упражнение «Сдуй снежинку с варежки» .

Для изготовления пособия нам понадобились потолочная плитка, ножницы, самоклеящаяся плёнка, скотч, ниточки, лист белой ксероксной бумаги.


Вырезала по шаблону варежки из потолочной плитки, обклеила их самоклеящейся плёнкой, сделал снежинки из белой бумаги и прикрепила их с помощью ниточки к варежке. Пособие готово .


Надо его испробовать в работе игр с дыханием .


Дидактические пособия для дошкольников своими руками

Описание материала: пособия могут быть полезны для педагогов и родителей. Изготовлены своими руками из подручных материалов. Можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков. Тема формирования правильного речевого дыхания актуальна в наше время.
Вырабатываем воздушную струю с детьми, используя различные дидактические пособия. Некоторые пособия являются помощниками при изучении лексических тем.
Так, например, при изучении темы «Овощи» можно предложить детям сначала рассмотреть посаженные овощи на грядке, назвать их, а затем подуть на пёрышки лука и ботву моркови и репки. Для изготовления пособия понадобилась пустая коробка из-под печенья, самоклеящаяся плёнка, картинки овощей, вискозные салфетки, цветная бумага. Листья овощей получились разной фактуры.
Необходимо обучать детей правильному дыханию. Педагог учит, что сначала надо сделать вдох носом, а затем с силой выдохнуть через рот таким образом, чтобы зашевелились листики у овощей.
При изучении темы «Лето» , можно предложить детям помочь бабочкам собрать нектар с цветов, переместив их на цветок. Упражнение предлагаю двум ребятам, каждый будет дуть на свою бабочку.


А затем можно предложить поиграть бабочкам в футбол. Здесь уже один предмет на двоих - мяч, который с помощью дыхания надо перемещать. Предлагается двум детям по очереди дуть на него, забивая гол.


Для изготовления перечисленных пособий понадобился цветной картон, картинки, нитки.
После знакомства с персонажем сказки «Колобок» , можно предложить детям помочь колобку открыть дверь. Это упражнение детям очень нравится выполнять.


Для изготовления пособия понадобился цветной картон, картинка с изображением колобка и калька.
При изучении темы «Посуда» , можно предложить детям подуть и остудить горячий чай. Для изготовления пособия понадобился картон, самоклеящаяся плёнка и цветной шпагат.

В ближайшее время планирую сделать пособия на зимнюю тематику.

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое речевое дыхание

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

Слабое развитие дыхательного аппарата

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит быстро, частит, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Как развить речевое дыхание

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Формируем правильный выдох

Основные моменты правильного речевого дыхания:

  • Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.
  • Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».
  • Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!
  • Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

  • Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.
  • Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха
  • Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

Развиваем силу и длительность выдоха

С этой задачей помогут справиться следующие упражнения и игры:

Цветной дождик

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см.

Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

Карандаши-спортсмены

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

Тренируем дыхание, используя речевой материал

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

  • Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;
  • Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;
  • Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи

Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики

Маятник

Ребёнок стоит прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, взяты в замок. Делает вдох, затем наклоняет корпус тела в сторону и на выдохе говорит: «Буммм».

Водитель

Ребенок стоит прямо, ноги расставлены врозь, руки вытянуты вперёд, кулачки сжаты. Сделав вдох, малыш начинает вращать кулаки друг вокруг друга, и на выдохе говорить произносить звук «р-р-р-р», имитируя звук запускающегося двигателя.

Хлопушка

Дети стоят на коленях, их руки опущены вдоль туловища. Сделав вдох, они разводят руки в стороны, а потом, выдыхая, сводят руки и хлопают в ладоши, при этом громко сказав «Хлоп!»

Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Говорящий человек считает свою способность разговаривать совершенно естественной, не задумываясь о том, что в этом процессе участвует сразу несколько важных систем человеческого организма. Дыхательная система обеспечивает образование и развитие звуков речи, которые впоследствии преобразуются в произносимые человеком слова.

Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет избежать многих проблем с нарушениями речи в дальнейшем.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Упражнения и игры по развитию речевого дыхания:

Цель : развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : 2–3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры : Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20–40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
– Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

  • Ветерок.
Цель

Оборудование : бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры : Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

  • Осенние листья.
Цель

Оборудование : осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры : Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.
– Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот желтый листок, а вот красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на листья!
Взрослый вместе с ребенком или группой детей дует на листья в вазе, обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

  • Листопад.
Цель : обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование : вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.

Ход игры : Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
– Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
– Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.
Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

  • Снег идёт!
Цель : формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : кусочки ваты.

Ход игры : Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
– Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

  • Одуванчик.
Цель : развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.

Ход игры : Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
– Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно– чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
Также можно организовать игру «Дед или баба? »:
– Давайте поиграем в игру «Дед или баба?»! Подуйте на свои одуванчики только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок – это лысая голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались – это волосы на голове – то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!

  • Вертушка.
Цель

Оборудование : игрушка-вертушка.

Ход игры : Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
– Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.

  • Песня ветра.
Цель

Оборудование : китайский колокольчик «песня ветра».

Ход игры : Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее – звук стал громче.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  • Летите, птички!
Цель : развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : 2–3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).

Ход игры : Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Педагог предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
– Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.

  • Катись, карандаш!
Цель : развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры : Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

  • Весёлые шарики.
Цель

Оборудование : легкий пластмассовый шарик.

Ход игры : С шариками можно играть так же, как с карандашами (см. предыдущую игру). Можно усложнить игру. Прочертите на столе линию. Затем возьмите шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
– Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился на противоположную сторону стола. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал на твою часть стола. Дуть нужно сильнее. Начали!
Побеждает тот, кто сумел сдуть шарик за линию, на противоположную сторону стола.

  • Воздушный шарик.
Цель : развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры : Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
– Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50–60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

  • Плыви, кораблик!
Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры : На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!
Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.

  • Уточки.
Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : резиновая уточка с утятами (набор для купания); другие легкие резиновые или пластмассовые игрушки, плавающие в воде.

Ход игры : На невысокий стол поставьте таз с водой. Педагог показывает ребенку утку с утятами и предлагает поиграть.
– Представь, что это озеро. Пришла на озеро утка с утятами. Вот как плавает утка.
Взрослый дует на игрушки, предлагает подуть ребенку. Затем игра усложняется.
– Посмотри: утята уплыли далеко от мамы. Утка зовёт утят к себе. Давай поможем утятам поскорее приплыть к маме-утке!
В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно проводить игру в группе детей.

  • Бульки.
Цель : развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование : стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры : В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее – пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.
– Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5–6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.
Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала предложите подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух.
Другая из возможных проблем – ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки – прозрачную трубочку из твердой пластмассы.
Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

  • Расти, пена!
Цель : развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры : Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду – с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
– Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду... Теперь помешаю – ары-бары-топ-топ-топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.
После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно действовать – дуть в трубочки, не проливать воду и т. п., можно проводить такое занятие в группе.

  • День рождения.
Цель : развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : зефир в шоколаде или пастила; маленькие свечки для торта; игрушечный мишка.

Ход игры : Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну или несколько праздничных свечек – сегодня «день рождения мишки». Вместе с ребенком накройте на стол, используя игрушечную посуду, пригласите гостей – зайчика и куклу, спойте для мишки песенку. Затем торжественно внесите «праздничный торт» с зажженной свечой.
– У мишки сегодня день рождения. Ему исполняется один (или больше) год. Давай поздравим мишку! Вот праздничный торт – помоги мишке задуть свечи.
Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если свеча не потухла – снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.
Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха – она проходит мимо пламени свечи. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3–4 см), т. к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40–50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. Можно придумать другой сюжет игры либо просто предложить задуть пламя. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально. Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать.

  • Пёрышко, лети!
Цель : развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : птичье пёрышко.

Ход игры : Подбросьте пёрышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх.

  • Мыльные пузыри.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра – коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры : Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку – подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка – не позволяйте пробовать и пить жидкость.

  • Свистульки.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры : Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
– Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши – птичка, а у Вани – олень. Давайте устроим лесной концерт – каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  • Милиционер.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : свистки.

Ход игры : Перед началом занятия следует подобрать свистки и выбрать те из них, в которые легче дуть. Раздайте детям свистки и предложите поиграть в милиционеров.
– Кто знает, что есть у настоящего милиционера? Пистолет, дубинка и, конечно, свисток. Вот вам свистки – давайте поиграем в милиционеров! Вот милиционер увидел нарушителя – свистим в свисток!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  • Подуй в дудочку!
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки, губные гармошки.

Ход игры : Перед началом занятия следует подобрать инструменты. Помните о том, что игра на духовых инструментах – одно из наиболее сложных упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть.
Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.
– Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки – начинаем играть!
Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Если же у кого-то из детей не получается, не настаивайте. Возможно, лучше к этому заданию вернуться позже, когда ребенок немного подрастет.

  • Музыкальный пузырёк.
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : чистый стеклянный пузырёк (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1–1,5 см).

Ход игры : Педагог показывает детям пузырёк и предлагает игру.
– Как вы думаете, что это такое? Правильно, пузырёк. Что можно делать с пузырьком? Налить в него воду. Насыпать в пузырёк витаминки. А еще? Не знаете! Сейчас я вам покажу фокус! Вот такой музыкальный пузырёк – гудит как труба.
Педагог подносит пузырек к губам, дует в горлышко, извлекая из него звук. Затем предлагает одному из детей подуть в другой пузырек. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Дуть следует несколько секунд, не напрягаясь. Так как в игре необходимо использовать стеклянные пузырьки, в целях безопасности игра проводится индивидуально, или на занятии в группе дети дуют в пузырьки по очереди. Если у кого-то из детей не получается это задание, не настаивайте. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет.

  • Надуй игрушку!
Цель : развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : различные надувные игрушки небольшого размера; воздушные шары.

Ход игры : Педагог раздает детям хорошо промытые резиновые надувные игрушки и предлагает их надуть. Дуть следует, набирая воздух через нос, и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.
– Посмотрите, наши игрушки совсем больные – худенькие, без животиков... Как же с ними играть? Давайте надуем игрушки, чтобы они снова стали толстенькие, здоровые и веселые!
Тот, кто надует игрушку, может поиграть с ней.
Это задание требует сформированного сильного выдоха. Кроме этого, необходимо научить малышей правильно держать игрушки, чтобы из них не выходил воздух. Предлагайте эту игру только после того, как сильный плавный выдох уже сформирован.
На последующих занятиях можно предложить надуть воздушные шары, что еще сложнее. Если у ребенка не получается, не настаивайте.

  • Бумажный флажок.
Цель : развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование : полоски тонкой цветной бумаги (размер: 15?2,5 см).

Ход игры : Перед началом занятия подготовьте полоски бумаги. Покажите детям, как можно подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
– Давайте превратим бумажные полоски в настоящие флажки. Для этого нужно сделать ветер – вот так! Флажки полощутся на ветру!
Это непростое упражнение, оно получается у детей далеко не сразу. Возможно, лучше вернуться к нему позже, когда ребенок немного подрастет. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Не только учителям-логопедам, но и всем, кто работает с детьми, будут полезными материалы этого тематического раздела. Ваши коллеги, публикации которых вошли в эту главу портала МААМ, проявили незаурядную фантазию и творческий подход к работе, создав своими руками разнообразные развивающие игры и дидактические пособия; тренажёры для дыхательной гимнастики и совершенствования речевого дыхания. Педагоги поделились здесь своим опытом организации именно таких занятий и развлечений, которые стали действительно увлекательными и полезными для воспитанников.

Среди многообразия материалов этого раздела найдите подходящие именно Вам.

Показаны публикации 1-10 из 641 .
Все разделы | Дыхательная гимнастика для детей. Рекомендации, пособия, игры на развитие дыхания

Комплекс дыхательных гимнастик для второй младшей группы Дыхательная гимнастика «Качели» Цель : укреплять физиологическое дыхание у детей . Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку : Качели вверх (вдох, Качели вниз (выдох, Крепче ты.

Тренажёры из природного материала, фантиков и ниток для проведения дыхательной гимнастики во время летнего отдыха
Дыхательная гимнастика – это один из способов закаливания детского организма, так как обеспечивается наиболее полная вентиляция легких, тренируются мышцы дыхательного аппарата , улучшаются общее физическое самочувствие и эмоциональный настрой. Занятия дыхательной гимнастикой .

Дыхательная гимнастика для детей. Рекомендации, пособия, игры на развитие дыхания — Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания

Публикация «Игры и игровые упражнения для развития речевого. » Правильное речевое дыхание — один из важных компонентов в развитии речи ребенка дошкольного возраста, ее энергетическая база. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

План работы по самообразованию «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» Тема по самообразованию инструктора по физической культуре Шиленко Г.Я. «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» . 2017-18 уч.год План по самообразованию Тема: «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста» .

Конспект спортивного развлечения в средней группе «Игры с воздушными шарами» Конспект спортивного развлечения в средней группе по теме «Игры с воздушными шарами» Цель: 1) учить осознанно относиться к выполнению правил игры; 2) развивать двигательную активность детей в играх с воздушными шарами; ориентировку в пространстве; развивать ловкость.

Музыкальное занятие во второй младшей группе «Дыхательная и пальчиковая гимнастика» Музыкальное занятие во 2-й младшей группе по теме «Использование современных игровых технологий в работе с детьми по здоровье сбережению» Музыкальный руководитель Пожидаева А.В. 2018г. Программное содержание Цель: Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных.

Дыхательная гимнастика для детей. Рекомендации, пособия, игры на развитие дыхания — Игры с детьми дома «Наклейки. Найди пару. Дышите глубже и другие»

Статья «Игры с детьми дома «Наклейки. Найди пару. Дышите глубже и. » Во что играть с ребенком. САЙМОН ГОВОРИТ Игра начинается словами ведущего: — Саймон говорит: «Поднимите руки вверх!» Ведущий при этом поднимает руки. Ребенок также должен повторить это движение. Далее по этой же модели отдаются любые команды, например, дотронься до кончиков.

Речевое дыхание. Дыхательная гимнастика - метод оздоровления дошкольников « Речевое дыхание. Дыхательная гимнастика — метод оздоровления дошкольников» Консультация для воспитателей. Дыхание — это жизнь. Без воздуха человек может обходиться всего несколько минут. Что же такое речевое дыхание? Речевое дыхание — это управляемый процесс, которым управляет.

Консультация для воспитателей «О пользе дыхательной гимнастики» Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании.

Развиваем силу воздушной струи
Январь 2018 год. Для развития правильной воздушной струи, необходимо выполнять дыхательную гимнастику. Сначала учимся просто дуть, затем стараемся объяснить ребенку, что дуть надо только через губки, не надувая щек. Учиться дуть на язычок холодной струёй нужно для постановки.

Елена Миронова
Пособия для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз

Миронова Елена Николаевна

Пособия для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз .

В своей группе я использую нетрадиционные пособия сделаные своими руками. Я изготовила пособие для дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз .

1 Пособие для дыхательной гимнастики .

Для этого мне понадобилось :

1. Бутылки из под питьевого ийогурта (сока, 0,33 л.

2. Трубочки для коктейля.

3. Цветная самоклеющаяся пленка.

4. Шарики пенопласта.

Берем бутылку и поделываем отверстия в пробке (одно большое и несколько маленьких)

Бутыку декорируем цветной пленкой Засыпаем в бутылочку шарики пенопласта, в крышку вставляем трубочку.

Пособие готово . Можно приступать к гимнастике .

2 Пособие гимнастика для глаз .

Гимнастика для глаз — это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой , самомассажем, динамическими паузами.

Из цветной самоклеющейся пленки я нарезала полоски и стрелки разного размера и по схеме наклеила их на дверь в группе. Пособие готово .

Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Насекомые» Цели дыхательной гимнастики: — тренировка дыхательной системы — закрепление названий насекомых — развитие концентрации внимания — развитие.

Игровой комплекс дыхательной гимнастики Предлагаемый комплекс дыхательной гимнастики подходит для детей с двух лет. Способствует развитию дыхательной мускулатуры речевого аппарата,.

Игровые упражнения для дыхательной гимнастики ЧАСИКИ-часики вперед идут,за собою нас ведут И. п. -стоя. ноги слегка расставлены 1-взмах руками вперед -тик (вдох) 2-взмах руками назад так. (выдох).

Картотека дыхательной гимнастики 14.1. «Качели» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы.

Комплекс релаксационных упражнений и гимнастики для глаз Комплексы гимнастики для глаз, рекомендованные методическими раз-работками НИИ дошкольного воспитания, доступны детям. «Поиграем с матрешками».

Конспект утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки Конспект организации и проведения утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки).

Игрушки для дыхательной гимнастики Сейчас в нашем современном мире все компьютеризировано. И наши дети играют не в настольные игры, а в компьютер и телефон. В связи с этим.

Обобщение опыта по проведению дыхательной гимнастики. Пособия из подручных материалов. орогие коллеги, в ежедневной НОД вы используете различные методики, дидактические игры и т. д. Хотела бы разбавить ваш арсенал пособиями.

Польза дыхательной гимнастики Для правильного формирования звукопроизношения у детей дошкольного возраста очень полезна дыхательная гимнастика, т. к. данные упражнения.

Пособия для дыхательной гимнастики Предлагаю вашему вниманию пособия для дыхательной гимнастики. Волшебный домик. Выполнен из коробки от новогоднего подарка. Под «дождиком».

Дидактическое пособие для детского сада своими руками

Цель: изготовление дидактического пособия для детского сада своими руками из подручных материалов

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и всё же,
Без него мы жить не можем.

(воздух)
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.

(нос)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю.

(губы, зубы, рот)

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
У детей младшего дошкольного возраста речевое дыхание не совершенно. Малыши не умеют рационально использовать выдох, речь на вдохе, что отрицательно влияет на развитие речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Этому надо уделять внимание. Для развития воздушной струи было изготовлено дидактическое пособие «Осеннее дерево».Пособие удобно хранить в коробке, положив его горизонтально. Нижняя часть — подставка съёмная. При желании ребёнок самостоятельно может установить дерево на подставку и тренировать дыхание в игровой форме.
Для работы необходимо:
Ножницы
Простой карандаш, ручка, линейка
Фантики от конфет «Бешеная пчёлка»
Ксероксная бумага жёлтого цвета
Потолочная плитка
Прочные нитки, игла
Двусторонний скотч
Гуашь, кисть

Валентина Крылова
Мастер-класс «Воздушный футбол». Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ. Она очень полезна для здоровья, способствует выработке правильного дыхания ,предупреждает простудные заболевания.

Все мы делаем дидактические пособия для дыхательной гимнастики , своего рода тренажёры.

Хочу рассказать об одном из них. Это «Воздушный футбол «. Думаю, многие используют это пособие в своей работе .

Для изготовления нам понадобится : коробка (в моём случае упаковочная от полотенца) , коробочка из-под сыра, самоклейка (жёлтая и зелёная) , прозрачный скотч, двусторонний скотч, белая бумага, ножницы, карандаш, фольга,трубочки для коктейля.

Обклеиваем дно зелёной самоклейкой.


Лист белой бумаги, с одной стороны, обклеиваем двусторонним скотчем.

На другой стороне рисуем детали для разметки футбольного поля .


И обклеиваем прозрачным скотчем.

На той стороне, где двусторонний скотч, убираем защитную ленту и приклеиваем детали на поле.


Делаем ворота. Разрезаем коробочку из-под сыра на две одинаковых части.

Обклеиваем жёлтой самоклейкой, а сверху, для прочности, прозрачным скотчем.



Делаем мячи из фольги.



Всё готово! Добавляем трубочки и приглашаем детей для игры! Выигрывает тот, кто больше забьёт голов сопернику, выдувая воздух через трубочку .



Укрепляйте здоровье детей в игре! Ведь это так здорово!

Пособие для дыхательной гимнастики из пластиковой бутылки У себя в группе я часто использую нестандартное физкультурное оборудование. Изготавливаю совместно с родителями. Вот и сейчас решили сделать.

Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики На занятии,при изучении темы,Обитатели водоёмов»,использовала вот такой тренажёр для дыхательной гимнастики. Большая рыба сделана из.

Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики «Аквариум» Цели дыхательной гимнастики: — тренировать дыхательную систему. Научить детей правильно дышать через нос, рот, и при дыхании выполнять.

Дидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастики Дидактическое пособие-игра для проведения артикуляционной гимнастики. Оборудование: капельки с изображением символов артикуляционной гимнастики,.

Дидактическое пособие «Линейка счета». Мастер-класс Мастер- класс. Тема: изготовление дидактического пособия «Линейка счета». Задача: развитие элементарных математических способностей у.

Мастер-класс «Большой воздушный шар» для выпускного праздника Подбирала идею сценария выпускного праздника. За 27 лет работы музыкальным руководителем было разное. Очень хотелось найти что-то интересное.

Мастер-класс по дыхательной гимнастике Физическая культура занимает важное место в общественной культуре «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности, «Физкультурная.

Мастер-класс «Спортивные игры с элементами спорта баскетбол и футбол» Мастер – класс по физической культуре «подвижные игры с элементами спорта: баскетбол и футбол». Цель: Освоение и последующее применение.

О пользе дыхательной гимнастики Консультация родителей на тему: «О пользе дыхательной гимнастики». Цель: дать элементарное представление о правилах обеспечения безопасности.

Пособие для дыхательной гимнастики моими руками Добрый вечер, коллеги! Я работаю с детьми с недостатками речевого развития. Дети с ОНР часто не контролируют силу выдыхаемой струи, и даже.

Тренажёр по логопедии на тему:

Назначение: для развития у детей разного возраста речевого дыхания.

Цели дыхательной гимнастики:

— тренировать дыхательную систему

— снимать эмоциональное напряжение

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие для детского сада своими руками из фоамирана.

Назначение: для развития у детей разного возраста речевого дыхания.

Цели дыхательной гимнастики:

Для развития воздушной струи мною было изготовлено дидактическое пособие «Времена года». Соблюдены характерные признаки каждого сезона. Дети могут играть как самостоятельно, так и с педагогом. Можно давать детям задания — подуй тихо, подуй сильно, подуй так, как подула я. Игра подходит для всех возрастов. Зависит от того, какое задание вы можете дать детям. кто дольше всех сможет дуть. Так же закрепляются сезонные признаки природы. Пособие можно использовать в работе и с детьми разных возрастов. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.