Современное детство: какое оно. Пути решения проблем Социальные проблемы в сфере детства вызывают

Педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомичес­кие показатели, особенности протекания физиологических процес­сов, качественные изменения роста, развитие психики эмоциональ­но-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно-нрав­ственной зрелости. В современных периодизациях детства отмеча­ются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоциональ­но-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения. К.Д.Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алафьева О.В.,

Воспитатель МБДОУ

детский сад № 57 «Радуга»

Предварительный просмотр:

Проблемы современного детства.

Периодизация детства и особенности развития детей.

Алафьева О.В.,

Воспитатель МБДОУ

детский сад № 57 «Радуга»

К. Д. Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно-нравственной зрелости. В современных периодизациях детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения.

В своем становлении ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение девятимесячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17-18 лет в различных формах социального воспитания. Периодизация социальной стадии имеет следующую структуру.

1. От рождения до 1 года - раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил к первоначальной адаптации.

2. От 1 года до 3 лет - собственно младенчество. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.

3. От 3 до 6 лет - раннее детство - период перехода из младенчества в детство. Время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода - от рождения до 6 лет - называют еще преддошкольным и дошкольным. Систематическое обучение в детском саду и школе начинается для многих ребят с 6 лет. Оно осуществляется с учетом того, что полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7 годам.

4. От 6 до 8 лет - собственно детство. В этот период происходит завершение первоначального созревания физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценному систематическому учебному труду.

5. От 8 до 11 лет - предподростковый период - время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству. Вместе с периодом детства предподростковый период именуется еще и младшим школьным возрастом.

6. От 11 до 14 лет - отроческий, подростковый возраст - новый качественный этап в становлении человека. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении--половое созревание, в психологическом - личностное самосознание, сознательное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.

7. От 14 до 18 лет - юношеский возраст - период завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. Девушки и юноши - старшие школьники - получают некоторую подготовку в области психологии и этики семейной жизни.

В каждый период возрастного становления ребенку важно достигнуть необходимой для этого периода полноты развития, психофизиологической и духовной зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями школьного обучения. Так, шестилетки к концу периода все же еще не готовы к систематическим занятиям в школе. А старшеклассники требуют более решительного и интенсивного вовлечения их в общественную жизнь и производительный труд для обеспечения-эффективного нравственного; физического и гражданского созревания. Всякие попытки формирования развития детей за счет чрезмерного напряжения в раннем возрасте неизбежно ведут к перегрузкам и переутомлению, физическим и психическим срывам. Оберегание от труда и гражданской ответственности в период юности ведет к социальной инфантильности, к срывам в духовно-нравственном формировании.

Характеризуя каждый из названных возрастных периодов развития детей под углом зрения их духовно-нравственного становления, следует отметить ограниченность опыта реальных общественных отношений у дошкольников и младших школьников. Этим и объясняется их огромная тяга к накоплению впечатлений, стремление сориентироваться в жизни и утвердить себя. Дошкольники и младшие школьники способны оценить и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Они оценивают эти качества утилитарно-практически, а человеческую красоту видят во внешних, привлекательных, непосредственно созерцаемых формах одежды, приемах поведения и поступках. Период дошкольного и младшего школьного детства является самым важным для развития эстетического восприятия, творчества и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни. В этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование свойств и качеств личности, которые сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Подростковый возраст наиболее сложный в жизни детей. Это возраст закрепления приобретенного в раннем детстве нравственно-эстетического багажа, его осмысления и обогащения. Важная особенность в том, что ребенок переживает половое созревание. Реальная сложность его жизни заключается в постепенно нарастающей волне самоосознания, самопознания, самооценки себя в системе социальных отношений, в развитии нравственно-эстетического сознания и мышления. Если подросток ощущает и понимает, что гармонично включается в жизнь, находит удовлетворение своим потребностям, то и физиологические процессы протекают нормально. Если же он конфликтует со сверстниками и взрослыми, его интересы подавляются, одна за другой возникают противоречивые ситуации, то половое созревание усложняет угнетенное психическое состояние.

Подростки недалеко ушли от младших школьников, но уже перешагнули через барьер самосознания. Их еще очень сильно привлекает внешняя форма жизненных явлений, но уже интересует и их содержательное социальное наполнение. В восприятии нравственно-эстетического облика другого человека господствует функционально-романтический подход. Подросток оценивает эстетически не только внешний вид, но и отдельные, привлекающие его нравственные качества. Он выделяет, например, отвагу и смелость, активность и верность, справедливость и решительность. И в зависимости от их наличия или отсутствия судит о человеке в целом: хорош он или плох. красив или некрасив. Подростка может увлечь и асоциальный тип поведения, псевдоромантический образ жизни людей, совершающих правонарушения. Все это делает подростковый возраст периодом особого внимания со стороны взрослых и продуманного индивидуального подхода.

Не менее сложен и юношеский возраст. В этот период завершается физическое созревание человека, реально возникают условия для его психической и нравственно-эстетической зрелости. Юноши и девушки уже готовы к участию в общественно-производственной деятельности, в производительном труде. Однако пока еще семья и школа не обеспечивают необходимых условий, удерживают старшеклассников на положении подопечных, постоянно контролируемых людей, будто не способных к самостоятельным решениям, к ответственности за свое поведение и свои действия. Это препятствует развитию у юношей и девушек самодеятельности, становлению коллектива, осуществлению многосторонней деятельности общественных организаций, школьного ученического самоуправления.

Юноши и девушки способны к целостной нравственно-эстетической оценке человека в единстве его духовной и внешней физической красоты. Их сознание насыщено знаниями, впечатлениями, идеальными стремлениями, максималистскими требованиями к нравственному поведению человека. Отдельные старшеклассники, стремясь в своем максимализме к формированию в себе высоких нравственных качеств и общественных идеалов, не имеют возможности для их реального осуществления. В результате они внутренне «перегорают», успокаиваются, склоняются к равнодушию и скептицизму, уходят в «неформальные» объединения. Другие, преодолевая жизненные препятствия находят выход к реальным делам, ответственным общественным отношениям и формируются как цельные личности. Третьи проникаются мещанской житейской мудростью. В личной практике они убеждаются, что совсем не выгодно быть самим собой. Нужно казаться, лицедействовать, изображать из себя общественника и тогда можно неплохо устроиться.

Основной способ формирования личности старшеклассников состоит в разрешении противоречия между их готовностью к полноценной социальной жизни и ограниченностью, отставанием от жизни, содержания и организации их повседневной деятельности. Оно преодолевается на основе осуществляемого в условиях современной индустрии и передовых форм организации труда соединения обучения молодого поколения с производственным трудом.

Особенность отроческого и юношеского возрастов состоит в том, что подростки, юноши и девушки не всегда считают нужным и способным выразить свое нравственно-эстетическое отношение к жизни в эстетической форме. В их среде можно столкнуться с фактами, когда хорошие ребята выглядят комичными и жалкими или внешне ведут себя вызывающе грубо. Важно помочь подросткам разобраться в самих себе, найти адекватные формы самопроявления.

О сформированности у юного человека общественно ценного нравственно-эстетического отношения к жизни можно говорить тогда, когда его нравственно-эстетическое чувство и сознание выступают в качестве действенного стимула активной борьбы с безобразием, безнравственным и антиэстетичным. Это чувство и сознание превращаются во внутреннего контролера, не позволяющего переступить через нравственный закон. Оно становится совестью, средством самопрозрения и самонаказания, приносящим нравственное удовлетворение и душевное спокойствие или раскаяние и угрызение.

Так, для накопления жизненного опыта ощущений, эмоций и для их фиксаций есть известный период детства. Это - период, когда ребенок стремится в своем ознакомлении с внешним миром упражнять органы внешних чувств. Ему необходимы предметы, обладающие сенсорными стимулами. В более старшем возрасте один только сенсорные стимулы не удовлетворяют ребенка и задерживают его внимание лишь ненадолго; здесь нужны стимулы, соответствующие стремлению ребенка к грамоте, счету, знакомству с природой, строением родного языка, общественной жизнью, различными видами труда и т.д. Внешний материал развития, соответствующий развивающимся психическим нуждам ребенка, представляет собой как бы ступени лестницы, которые помогают ребенку подниматься наверх: эти ступени должны вести к становлению высших совершенств. Это и есть развитие личности.

Идея сензитивных периодов теснейшим образом привязала проблемы воспитания к решению проблем развития, условий, предпосылок и факторов развития.

В ряду трех факторов развития:. наследственности, воздействия окружающей среды и воспитания - последнее является самым существенным. Стало быть, если воспитание и не может сделать всего из каждого, то оно может содействовать тому, чтобы недостаточно ярко выраженные сами по себе природные наклонности получили развитие-путем упражнения и чтобы, наоборот, другие наклонности не развивались или совершенно затушевывались. Нет никакого сомнения, что от недостатка воспитания глохнут и гибнут выдающиеся, даже гениальные природные задатки.


Л.С. Выготский предложил использовать термин новообразование, которое представляет собой «новый, тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». По его мнению, новообразования можно использовать в качестве критерия деления развития на от­дельные возрасты.

Особенности течения I возрастного криза (2-4 года). Выготский различает пять основных психологических признаков I возрастного криза: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и ревнивое отношение к другим детям.

Негативизм - такое поведение, при котором ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. это реакция ребенка не на содержание сделанного предложения, а на само предложение. Как считает Выготский, «негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию».

Упрямство - такое поведение ребенка, при котором он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он потребовал (Л.С. Выготский).

Строптивость, в отличие от негативизма, безлична и скорее направлена против норм воспитания; отличается тенденциозностью.

Своеволие, отражающее тенденцию к самостоятельности, - еще один кризовый признак. Важно его своевременное установление, так как отсутствие самостоятельности типично для инфантилизма.

Особенности течения II возрастного (детского) криза. II возрастной (детский) криз (6-7 лет) - период рождения социального «Я» (Л.И. Божович) - совпадает по времени с началом обучения в школе. С утратой интереса к игре как деятельности у ребенка в этом возрасте начинает формироваться новая деятельность - учебная.

Важнейшим показателем этого кризового периода является готовность или неготовность ребенка к школе, поскольку именно к этому возрасту относится формирование биологической основы такой готовности, а именно: созревание наиболее сложных лобных областей (А. Р. Лурия) и усиление процессов торможения коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями (Н.Й. Красногорский).

Особенности течения пубертатного криза. Пубертатный период при­ходится на возраст 11-20 лет и характеризуется бурными морфофункциональными перестройками, особенно выраженными в половой сфере (начало функционирования половых желез). Отчетливые психологические особенности подростков нередко называют «подростковым комплексом».

В настоящее время общепризнано, что пубертатный криз по своей структуре неоднороден (Ш. Бюлер, О. Кро, М. Трамер, Л.С. Выготский, А. Е. Личко, Э. Кречмер и др.). Существуют различные градации пубертатного возраста. Обычно выделяют две фазы этого периода (Ш. Бюлер, М. Трамер и др.): негативную (11-15 лет) и позитивную (16-20 лет), которые имеют и общие, и отличительные признаки.



Кроме того, выделяется так называемая III фаза (постпубертатная - Е. Е.Сухарева), которая практически лишена общих черт критического периода и трактуется как стабильный возраст (посткритическая фаза - Л.С. Выготский).

Общие черты пубертатного кризового периода условно объединены в пять групп признаков:

а) отчетливо выраженная аффективная неустойчивость, определяющая все поведение подростков, - «пубертатная лабильность настроения» (М. Трамер);

б) противоречивость отдельных сторон психического склада подростков;

в) обращенность психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов (Л.И. Божович и др.);

г) признаки созревания влечений;

д) разнообразные нарушения поведения (девиантное поведение) в виде антидисциплинарного, антисоциального, делинквентного (противоправного) и аутоагрессивного (А.Г. Амбрумова, ЛЯ. Жезлова, В.В. Ковалев и др.) поведения. Это констатируют как ту или иную степень нарушения социальной адаптации.

Наряду с общими признаками каждой фазе пубертатного кризиса свойственны свои, особенные черты. Негативная фаза (фаза отрица­ния - В.Е. Смирнов; негативистическая - В. Вилингер; протеста, против отцов - Э. Кречмер, Г. Ниссен) отличается преобладание неустойчивого настроения, повышенной возбудимостью, стремлением к самостоятельности, протестом против старших (А. Валлон и др.). Позитивная фаза (философская - М. Трамер; ведущего интеллектуального возбуждения - В.Е. Смирнов) характеризуется выраженным стремлением к творчеству, ростом самосознания, превращением влечений в интересы (Л.С. Выготский).

Л.И. Божович , изучая возрастные особенности развития личности вместе со своими сотрудниками пришла к выводу, что формирование личности ребенка определяется соотношением того места, которое занимает в системе доступных ему человеческих отношений (следовательно, и соответствующих требований к нему), и тех психологических особенностей, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта.

Именно из этого соотношения возникает та внутренняя позиция ребенка, т.е. та система потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая, преломляя и опосредуя воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств.

Божович считала, что эти положения имеют силу не только для понимания условий формирования индивидуальных особенностей личности ребенка, но и для понимания движущих сил возрастного развития детей и причин, обусловливающих типичные особенности их возрастного психологического облика.

Таким образом, развитие человека обусловлено (детерминировано):

Внутренними противоречиями и психофизиологическими особенностями;

Социальной ситуацией развития;

Типом ведущей деятельности;

Мерой его собственной активности в процессе становления и совершенствования личности;

Половозрастными и индивидуальными особенностями.

Процесс возрастного развития человека связан с сензитивными периодами - периодами онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бываем особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды; периодами оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов.

На­ступление сензитивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций.

Например: 1,5-3 года - речь; 3-6 лет - восприятие, мышление, воображение и др.; 5- 6 лет - координация движений (балет, фигурное катание и т.п.), чтение и т.д. Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые только начинают развиваться, но преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным, что в целом неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Ряд ученых считают, что неиспользованные возможности, заложенные в организме, довольно быстро угасают.

Так, например, известны случаи, когда дети, попавшие к животным и оставшиеся живыми, будучи возвращенными в человеческое общество, практически не восстановились как представители человеческого рода, так как оказывались безвозвратно упущенными те возможности, которые были в соответствующих сензитивных периодах их развития.

Всякая возрастная периодизация достаточно условна (растущий организм развивается индивидуально, проходит свой неповторимый путь), но она необходима для комплексного анализа меняющихся в процессе онтогенеза свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны психического и физического здоровья, для создания адекватных каждой возрастной ступени приемов и методов обучения и воспитания, оптимального развития физических и психических возможностей.

ЗАДАНИЯ

1. Составьте обобщенную таблицу приведенных в параграфе вариантов возрастной периодизации. Сделайте общий вывод.

2. Охарактеризуйте основные возрастные кризы.


Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской природы.

На протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый.

Показателен в этом плане диалог отца с сыном в одном из древнеегипетских источников. Отец недоволен школьными успехами сына и выговаривает ему в том духе, что, например, осел - животное, ему объясняют, что от него хотят, на человеческом языке, и он в конце концов понимает, что ему требуется делать, а сын - человек, и как это он не может понять объяснение учителя, который разговаривает с ним на его же, человеческом языке.

У народов, живущих на стадии родоплеменных сообществ, детство очень короткое - в 8-11 лет (у разных народов) после обряда инициации ребенок становится полноправным членом племени. Во многих культурах на протяжении многих веков существовала инфантицида - разрешенное уничтожение детей. В мифах древности нет детских персонажей. Ребенок не является предметом духовной культуры. Исключение составляют некоторые мифологические герои, однако их детство оценивается по законам взрослого поведения. Наглядной иллюстрацией невосприятия детской специфики являются полотна средневековых авторов, на которых ребенок изображался с пропорциями взрослого, но небольшого роста. Определить, что это ребенок, можно лишь по игрушке, яблоку в руках или другим деталям принадлежности к детству.

«Открытие» детства происходило постепенно. Рассуждая о периоде детства, средневековая мысль выделяла черты, присущие всем детям вообще: восприимчивость, греховность и неразумность, и особенные, присущие разным этапам детства и разным индивидам.

Положительной чертой детского возраста считалась его по сравнению со всеми другими возрастами восприимчивость к воспитанию.

Филипп Наваррский в сочинении «Четыре возраста человека» утверждал, что детский возраст является фундаментом жизни, а на хорошем фундаменте можно построить большое и хорошее здание.

Значительный вклад в изменение отношения к детству был сделан Эразмом Роттердамским (1467-1536). В процессе воспитания ребенка, считал он, надо учитывать возраст и не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры.

Воспитателю необходимо как можно раньше распознать склонности и способности ребенка и опираться на них, потому, что человек легче схватывает то, к чему предрасположена его природа.

Он утверждал, что внутренний Мир ребенка - это божественный мир и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.

Научное понимание своеобразия детской природы начало формироваться только во второй половине XIX в. на основе утверждения самоценности ребенка, его включения в гражданско-правовое и моральное сообщества, предоставлявшие детям юридические и нравственные права.

Но лишь в XX в. возникает устойчивый интерес общества к детству как социальному феномену и формируется целая «детская» индустрия, охватывающая и материальную и духовную сферы.

Именно в это время усилиями Ф. Фребеля, Н.Ф. Песталоцци, М. Монтессори и других реформаторов педагогики получили развитие социально-психологические и культурологические идеи об особом статусе детства, в том числе о праве ребенка на игру и игровое сознание, имеющие особую роль в развитии человека и общества в целом.

В связи с этим перед философско-педагогической антропологией встали специфические вопросы:

1. если особенности природы ребенка обусловлены его возрастом, то какова взаимосвязь между детством и общей природой человека;

2. выражает ли детская природа изначальную сущность человека или человеческие свойства приобретаются в процессе ин­дивидуальной социализации и воспитания;

3. допустимо ли оценивать свойственные детям искренность, открытость, доверчивость и другие черты как нравственно идеальные качества человека;

4. состоит ли задача воспитания в сохранении и укреплении этих черт или состояние «мораль­ной невинности» характеризует нравственный инфантилизм личности?

Понятие детства на современном этапе связывается не с биологическим состоянием зрелости ребенка, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни с набором доступных для него видов и форм деятельности - так определяют детство историки.

Психологи трактуют детство как сложный, многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурным факторами. «Ребенок присваивает общество, - писал Д. Б. Эльконин. - Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции».

В.А. Сухомлинский считал, что детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Известный психолог и педагог Ф. Дольто писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения с взрослыми не как с хозяевами и менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни.

Педагоги-гуманисты подчеркивали, что понимание сверхценности взрослой жизни приводит к выводу о том, что мир детства полностью посвящается задачам адаптации ребенка к миру взрослых.

Адаптация, основанная на полном повиновении, ведет, в конечном счете, к отрицанию личности ребенка.

Признание самоценности детства стало ключевой идеей воспитательных концепций гуманистической направленности: детские дома Я. Корчака, Саммерхилл А. Нейла, новая французская школа С. Френе, свободная школьная община в Виккерсдорфе Г. Вине-кенаидр.

По мнению выдающихся, педагогов, именно признание самоценности детства приводит к мысли о ценности сегодняшнего дня ребенка.

Педагогигуманисты утверждали, что в основе воспитательной деятельности педагога должна лежать идея абсолютной ценности детства и потребностей ребенка.

В современном, российском законодательстве права ребенка трактуются как права человека, имеющего возрастные ограничения в дееспособности.

Они представляют собой совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности.

Отмечается, что ребенок является самостоятельным субъектом права, что дети как граждане государства должны пользоваться всеми правами и свободами человека и иметь соответствующие гарантии их осуществления, что они не могут действовать наравне со взрослыми и нуждаются в специальной охране и защите.

Государство при правовом регулировании общественных отношений законодательно устанавливает особые права для детей и нормы их обеспечения для всех детей в целом, и в частности для детей, лишенных по разным причинам родительского внимания и заботы.

Права ребенка представлены в "Конвенции ООН - международном договоре, обязательном для подписавших его сторон. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г.

Появление Конвенции сыграло определенную роль в процессе гуманизации образования.

Конвенция призывает взрослых к ответственности за судьбы детей, подчеркивает, что детство - это время самого интенсивного развития человека, становления его личности, но именно в детстве человек наименее защищен и нуждается в помощи и поддержке старших.

Конвенция привлекает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия.

Ребенок имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых.

В Конвенции подробно излагаются права детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей-сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за пра­вонарушения.

Важное место занимают статьи о защите детей от эко­номической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья.

Особое место в Конвенции уделено проблеме школьной дисциплины.

Подчеркивается необходимость дисциплины для безопасности детей, привлекается внимание к мето­дам ее достижения.

В нескольких статьях речь идет о равных старто­вых возможностях детей в процессе получения образования, которое должно быть направлено на воспитание уважения к национальным ценностям собственной страны, а также к другим цивилизациям.

В современной педагогической науке впервые систематизированы права ребенка:

1-я группа прав - «социальная подсистема» - представляет права ребенка на более высокий социальный статус.

Сюда отнесены права детей на равенство с взрослыми в обсуждении общих проблем, на участие в рассуждениях и приговорах себе, на жалобу, на протест, на свободный обмен мнениями и высказываниями по любому вопросу, на защиту от произвола взрослых (самодурства и деспотизма).

Право на защиту своего здоровья, на тайну и на отклонения тяжелой работы роста, на самоуправление, на самостоятельное управление собственной жизнью, на собственность как на уважение к личным вещам и деньгам, на уважение сегодняшнего дня и текущего часа (ребенок живет сегодня, и он ценен как индивидуальность именно сегодня).

2-я группа прав - это физическая, или «средовая». Включает в себя требования контроля над окружающей ребенка средой.

3-я группа прав - «личностные права», связанные с внутренней жизнью ребенка, носящие субъективный характер.

Главное из них - право быть самим собой. Признание этого права не означает педагогической пассивности - речь идет о ненасилии над природой ребенка, об отказе подводить его под стандарт или приводить в соответствие с целями, которые поставили перед собой взрослые.

Признавая право ребенка быть тем, кто он есть, воспитатель создает условия для развития ребенка, проявляя доброжелательность и понимание.

Способами решения проблемы являются обеспечение государственной политики в области охраны материнства и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию:

  • - внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения женщин и детей;
  • - социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;
  • - повышение квалификации специалистов, работающих в службе детства и родовспоможения;
  • - укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений;
  • - медико-санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья женщин и детей, "ответственного родительства", здорового образа жизни;
  • - взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны здоровья матери и ребенка.

В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Главная задача государства по решению проблем семей, которые воспитывают детей-инвалидов, - поддержать эти семьи, помочь родителям осуществлять процесс реабилитации ребенка.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Одна из основных проблем семей, где есть ребенок с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид, заключается в том, что дети находятся в почти изолированном состоянии, их семья замыкается в своем пространстве, сосредотачиваясь на своей беде. Ребенок лишается активного социального развития, а это, в свою очередь, ведет к нарушению его адаптации в обществе.

Для решения этой проблемы создаются государственные учреждения - территориальные центры социальной помощи семье и детям, в состав которых входят отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Льготы и преимущества, установленные законодательством Российской Федерации, для детей-инвалидов: ежемесячная денежная выплата за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации; набор социальных услуг, включающий в себя следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в т.ч. предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, а также проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте; скидка не ниже 50% оплаты жилья и коммунальных услуг; обеспечение жилыми помещениями и земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства (с учетом льгот) - в первоочередном порядке.

Другие льготы для семей, имеющих детей-инвалидов, устанавливает субъект Федерации.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации принят и действует Федеральный закон "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который определяет основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Осуществление мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должно основываться на принципах уважения прав и законных интересов несовершеннолетних; законности; гуманного обращения с несовершеннолетними; индивидуального подхода к воспитанию несовершеннолетних; ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних; взаимодействия с семьей в вопросах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; гласности в деятельности учреждений и органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; индивидуального подхода и соблюдения конфиденциальности на различных этапах социальной реабилитации; государственной поддержки деятельности негосударственных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Социальная поддержка семей, испытывающих трудности в реализации своих основных функций, является важнейшей задачей профилактики семейного неблагополучия. Практически это направление первичной профилактики связано с оказанием медико-консультативной и в некоторых случаях психокоррекционной помощи родителям. Благодаря этому направлению профилактической помощи в семье обеспечивается реальная социальная и правовая защита детей, прежде всего, в семьях, где родители наркотизируются, дети лишены родительского надзора, усваивают асоциальные установки и антисоциальный образ жизни. Проводится патронаж социально-неблагополучных семей с целью определения необходимой помощи оказания социальных и психологических консультаций специалистами.

Современная статистика свидетельствует о росте числа безнадзорных и беспризорных детей - детей, которые брошены своими родителями. Однако брошенными могут быть не только дети, живущие на улице, в приюте или детском доме. Это не всегда дети алкоголиков, наркоманов, людей, находящихся за решеткой. Зачастую брошенными оказываются дети из весьма, казалось бы, благополучных семей, дети преуспевающих, социально успешных родителей. Конечно, в таких семьях речь не идет об отсутствии физической заботы и неудовлетворении витальных и материально-бытовых потребностей ребенка, как в случае детей-беспризорников. Эти дети брошены в психологическом смысле. Но так же, как и дети из социально неблагополучных семей, они не чувствуют родительской любви, им не уделяется внимание как личностям, их потребности в ласке и эмоциональном контакте игнорируются.

У родителей не хватает денежных средств и ответственности, а брошенные дети лишены будущего. Ребенок, оставшийся без родителей, проходит через целый ряд казенных учреждений: больницу, дом малютки, детский дом, школу-интернат и т.п. Лишенный родного дома, родительской ласки, он регулярно переживает еще и дополнительные психологические травмы, когда его заставляют менять обстановку, коллектив. В нем укрепляется чувство непрочности и необязательности окружающего мира, его законов. Выпускники детских домов, как правило, оказываются неготовыми к взрослой жизни из-за того, что привыкли, что за них все делают и решают воспитатели, и теряются, когда нужно проявить самостоятельность. Естественно, что чем раньше ребенок, оставшийся без попечения родителей, окажется "обустроен" в этой трагичной, совершенно незнакомой ему жизненной ситуации, тем успешнее во всех отношениях сложится его дальнейшая судьба. Например, в США действует закон, согласно которому ребенку, оказавшемуся без родительской опеки, не более чем по прошествии одних суток должна быть предоставлена такая форма устройства, которая в максимально возможной степени "компенсировала" бы потерю родных родителей.

Решение социальных проблем детства требует не только адекватных действий государства и специалистов, но и решительного изменения отношения общества в целом к детям-сиротам, особенно к социальным сиротам. В общественном сознании сложились ошибочные стереотипы, мешающие возвращению сложных детей к нормальной жизни. Многие считают, что большинство сирот - это дети опустившихся родителей, психически и интеллектуально неполноценные, "социально опасные" и неисправимые.

Огромную помощь в изменении существующих в обществе взглядов на эту проблему могут оказать средства массовой информации.

С целью совершенствования государственной поддержки семьи, материнства и детства курсовая работа предлагает следующую программу:

  • 1. Регулярно осуществлять систематическую внешнюю оценку действенности государственной поддержки семьи, материнства и детства, используя методы: опросы населения, финансовый и административный мониторинг государственных и муниципальных социальных программ.
  • 2. Выработать систему адресного подхода по оказанию семьям, действительно нуждающимся в помощи, через создание базы данных о положении конкретных семей, определение их статуса на основе комплекса критериев, а не только по показателям уровня дохода семьи.
  • 3. Разработать и принять Закон о многодетной семье, включающий семьи с тремя несовершеннолетними детьми в категорию многодетных, по примеру соседних республик.
  • 4. С целью оказания помощи семьям с детьми и улучшения демографической ситуации в регионе целесообразно расширить сеть негосударственных дошкольных учреждений с использованием традиционных и новых форм дошкольного образования.
  • 5. Бесплатное предоставление земельных участков под индивидуальную застройку, кредитование на строительные материалы, строительство социального жилья.
  • 6. Предложить учреждениям социального обслуживания семей с детьми расширить ассортимент услуг, оказываемых семьям с разным уровнем достатка, с целью направления доходов на развитие детей из малоимущих семей.
  • 7. Существенную помощь в учете государственных форм поддержки семьей с несовершеннолетними детьми окажет внедрение информационных технологий в систему адресной социальной защиты населения с объединением в единое информационное пространство базы данных различных министерств и ведомств республики и внедрение современных технологий обслуживания по принципу "единое окно".

Итак, в заключение второй главы хотелось бы отметить следующие моменты:

  • - в последние годы значительно повысился интерес государственных структур к демографическим и социальным проблемам, что, в свою очередь, отразилось на направлении государственной политики в сторону поддержки материнства и детства;
  • - органами власти приняты государственные программы, ориентированные на стабилизацию и улучшение демографического положения и поддержку детей;
  • - в настоящее время в России разработан и реализован механизм финансирования целевых программ по поддержке материнства и детства.

ЧЕЛОВЕК,

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

А. А. Бесчасная

ДЕТСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье рассматривается феномен детства с точки зрения социологии. Детство выступает в качестве динамично развивающегося явления жизни общества, а семья как необходимое условие эюизни ребенка. Сравнительный анализ современных и традиционных представлений о детстве и семье раскрывает причины трансформаций и характеристики современного образа детства и семьи.

Стремительное развитие современного мира изменяет во времени и пространстве те атрибуты человеческой жизни, которые в предыдущие эпохи казались постоянными и придавали в общественном сознании стабильность и вечность существованию человеческого рода. XIX и XX века привнесли трансформации не только в материально-технические сферы, но и в социально-культурные компоненты общества. Взаимопроникновение культур, трансформации в религиозном сознании, изменение системы ценностей, социальных ролей, самосознания индивида, функций семьи - это лишь немногии перечень явлений, отличающихся динамизмом. В этот список можно добавить и детство. Детство представляется как период жизни человека, характер которого определяется устройством общества и особенностями его развития.

Мы привыкли думать, что детство - самый беззаботный и счастливый период жизни человека. В детстве человека окружают нежностью, лаской, ребенку рассказывают сказки о «добре и зле», учат «уму-разуму», помогают «встать на ноги», а затем еще долгое время патронируют «великовозрастное дитя», комментируя при этом свою опеку: «Для меня ты все равно ребенок». И часто положение ребенка у «ребенка» самого заканчивается в глубоко зрелом возрасте. Современное отношение к детям и потомству со стороны взрослых декларируется как отношение, пронизанное любовью и бескорыстием. И если встречаются прецеденты противоположного отношения к детям, то это вызывает недоумение, неодобрение и осуждение со стороны общества. В современном обществе господствуют идеи детоцентризма и индивидуализма, ценности и неповторимое! и каждой детской души.

Но всегда ли было так? Всегда ли дети были центром мироздания и «мир вращался» вокруг детей? И всегда ли ребенок и детство имели тот смысл, который мы вкладываем в них сегодня? С полной уверенностью нельзя ответить ни

«да», ни «нет». „о „

На основе изучения этнографических материалов российскии ученый

Д. Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкалывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного производства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Удлинение возраста детства во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал, например, Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства.

По мнению Д. Б. Эльконина, заявлявшего о существовании парадоксов в развитии детей, необходим исторический подход к пониманию этих парадоксов и детства в целом. Парадоксы заключаются в следующем. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, по организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - это наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы и человеческого развития, который предопределяет историю детства.

Как свидетельствуют многочисленные исследования антропологов и археологов, этнографов и культурологов2 у первобытного человека и у современных людей отсутствуют отличия биологического характера. Анатомоморфологическое сходство, естественно, присутствует и между младенцами. азличия в жизни древних и современных людей наблюдаются на социальном уровне. В ходе истории непрерывно росло богатство материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много раз. оэтому эти количественные изменения никак не могли не сказаться на содержании понятия и феномена детства в различные эпохи у разных наро-3X0 П6РИ0Д ЖИЗШ человека’ продолжающийся от рождения до на-122 м^7°ТОг П0Л0В0Г° С°3реВаНЙЯ’ Фазирования мировоззрения и по-подвепженнпй гя-м СТ6 вьшолнения общественно необходимой деятельности,

И социальной- При продолжительность детства

к31“щ;сГэтГости яегс™в эпоху средаве-етоль же подвержены юменеяшо""Ги шсящ^ет „адР0ДУКТ ИСТ0РШ’ И 0НИ

Возникновение современного образа детства, отличного от «традиционных» представлений произошло по следующим причинам, которые одновременно и характеризуют новый образ детства в информационном обществе.

Завоевание женщиной, а следом за ней и детьми равных прав с мужчинами. При этом одновременно общественное сознание не наделяет женщин и детей равными обязанностями по сравнению с мужчинами. В результате в семьях возникает диссонанс, когда женщина либо по исторической инерции исполняет полный цикл семейно-бытовых обязанностей и по социальной необходимости общественную нагрузку, либо женщина переключается полностью на реализацию собственного общественно значимого социального статуса, а мужчина ввиду сложившихся исторических условий добровольно передает женщине инициативу, права и обязанности нести ответственность за семью, саму женщину и детей. Итогом подобных исторических коллизий явились проблемы, которые сформировали рискогенное для существования человеческого общества положение детей. Это, например, культы самодостаточности существования отдельной личности, бездетности, безбрачия, однодетных семей, распространение неполных семей, социальных детей-сирот, возникновение и нарастающее омоложение детской преступности, проституции, бродяжничества и других девиаций.

Распространение идей равноправия людей независимо от пола и возраста, демократии и плюрализма мнений. В отношении детей это проявилось в возникновении целого ряда правовых документов о защите прав ребенка, согласно которым дети провозглашаются «полноправными участниками общественной жизни». В результате утверждения и использования на практике подобного рода документов родители и другие взрослые, которые в силу социальных и профессиональных обязанностей выражают неравнодушие к действиям и мыслям детей, в современной юриспруденции трактуются как потенциальные носители разного рода злоупотреблений в отношении к детям. К сожалению, это вовсе не способствует укреплению семьи и защите детства от социальных катаклизмов. Вмешательство государства в приватные отношения и мир семьи оказывают обратный эффект в отношении к самому государству со стороны молодого поколения. Дети и молодое поколение восстают не только против родителей, но и против государства. Это проявляется в детском бандитизме, формировании политических организаций антиобщественной направленности (тоталитарные секты, группировки скинхедов, политические движения националистического и экстремистского толка, привлечение и психолого-идеологическая обработка в террористических группировках), перекладывании забот о престарелых родителях на плечи государства.

Особенности семейных позиций и взаимоотношений отцов и детей, старших и младших членов современной семьи, ее система ценностей находят определенное отражение и символизацию в обновленных «обычаях» и «обрядах», в новых формах социализации. Вследствие социокультурных сдвигов происходит падение значения семьи как транслятора традиций в обществе и расширение круга и усиление роли институтов вторичной социализации, большинству из которых свойственен спонтанный характер. К ним принадлежат группы сверстников, а также средства массовой информации и коммуникации. Эти влияния создают благодатную почву отступления детей от традиционных ценностей, что впоследствии приведет к конфликту молодежи с обществом, сохраняющим культ этих ценностей. Молодое поколение является носителем инноваций, разрушающих старые традиции, и этот процесс не проходит бесконфликтно.

Ускорение темпов технологических революций, в результате которых дети в качестве собеседников, друзей и социализаторов в обществе получили такие технические средства, как интерактивные игрушки, телевизор, радио, компьютерные игры, интернет-общение и т. д. Например, трехлетний: ребенок является «продвинутым пользователем компьютера» по сравнению с большинством 65летних людей. В результате дети не приобретают и не отшлифовывают навыки общения и взаимодействия с окружающими.

Повышение требований к уровню образования каждого последующего поколения, что, по бытующему мнению, является залогом будущего успеха человека. Программы образовательных учреждений ежегодно уплотняются, усложняются за счет «забегания вперед», попытки форсировать возрастные психологические возможности детей и обогащаются дополнительными образовательными услугами. Вследствие этого дети не имеют временных возможностей для укрепления физического здоровья, формирования психологического равновесия, установления прочных дружеских отношений со сверстниками. Во взрослое общество входит физически и психически ослабленное депривированное поколение.

Популяризация идеологии личного успеха, индивидуализации и уникальности «Я», достижения целей, невзирая на методы и средства достижения, низвержение ценностей коллективизма, взаимопомощи, общности и единства с семьей, нацией и обществом. Эта идеология формирует в молодом поколении мотивы соревнования, независимости, индивидуализации образа жизни и образа мысли. Поэтому современные дети отличаются нестандартными (нетрадиционными) взглядами, решениями, свободой действий и мыслей. Они руководствуются собственными представлениями о мире, каким он должен быть.

Распространение демократии в обществе перетекло в демократичные и открытые отношения в семье. Произошло эмоциональное раскрепощение отношений между супругами, родителями и детьми. Если раньше основой семьи было рождение детей и вокруг этого предназначения строились последующие сексуальные и эмоциональные отношения членов семьи, то в настоящее время эмоциональные связи внутри семьи являются основой для всех остальных аспектов жизнедеятельности и отношений внутри семьи. Фундаментом благополучных отношений и между супругами, и между родителями и детьми, и между самими детьми выступает благополучный эмоциональный контакт между равноправными партнерами. При таких отношениях родители и дети уважают друг друга и желают друг другу самого лучшего. Беседа, диалог или договор - это основа, на которой эти отношения реализуются. Современная модель договорных отношений с детьми предполагает внутренний контроль со стороны ребенка в противовес внешнему со стороны других людей или социальных посредников.

В результате распространения идей гуманизма, демократии, равноправия, индивидуализма и попытки заглянуть в душу ребенка, современное общество крайне негативно относится к физическому воздействию на ребенка, т. е. к физиИ воздайсгвшм" “Д*®0 Воспроизведение общественных от-сГп^^Г1™ стандаРтн№! Н°Р«. контроля и регуляции «отюганяющих-ШэТом™™лНИЯ нев03м°“° без санкций и воздействий на о&ь-ческое насилие нятт п ^онтроль за повеДением детей и легальное прежде физи-глаз - во внутоентптл еНК0М ПеРеШЛ0 в плоскость невидимую и скрытую для насилие пеоешло в пп-л психологическУю- Следовательно, внешнее (физическое)

поХ даже“^е пГСТЬ ШЧНОстаого (психологического), которое бывает подчас даже тяжелее. Последнее сопровождается глубокими психотравмами и

стойкими негативными переживаниями у детей, что нередко сопровождается выходом из неразрешимой ситуации через суицидальное поведение. Таким образом, общество и взрослые инфантицид, бытовавший в прошлом как способ разрешения собственного бессилия в отношении обстоятельств жизни, переложили на плечи и ответственность детей в виде детского суицида.

Особо хотелось бы отметить экологическое окружение современных детей. Промышленный рост, технические и технологические открытия и прогресс часто создают неблагоприятную обстановку для полноценного физического и психического развития детей. Современное и каждое последующее поколение рождается и в последующем под воздействием экологической обстановки и образовательных нагрузок становится все более ослабленным, чем предыдущее. Дети лишены полноценного общения и развития на лоне чистой, неиспорченной человеческим вторжением природы. Усугубление неблагоприятной экологической обстановки является одной из причин ухудшения здоровья детей. Следует отметить, что о замедлении развития детей, даже о децелерации ученые разных стран начали говорить в конце 80-х годов прошлого века. В качестве причин ослабления физического и психического здоровья детей ученые определили совокупный социальноэкономический статус родителей (чем он выше и престижнее, тем лучше показатели здоровья детей) и неблагоприятную экологическую обстановку4.

Последней общей причиной и характеристикой современного положения детства и нашего отношения к детям является глобализация современного мира. В процессе взаимопроникновения культур, взаимодействия людей, народов, обществ и государств формируется единое культурное пространство и человеческое сообщество, которое функционирует согласно одинаковым принципам и которому характерны одинаковые способы жизнедеятельности. Западная цивилизация распространяется по всему миру, переплетается в симбиозе с восточными и азиатскими культурами, что в целом формирует единый общий образ детства для большинства государств и обществ с небольшими региональными особенностями. К примеру, мальчики в Таиланде, подобно своим английским сверстникам, вовлечены в движение бойскаутов5, или, например, традиции японской педагогики свободного воспитания до 5 лет получили распространение в большинстве педагогических систем западного мира, а современная система высшего образования в рамках Болонских договоренностей позволяет детям обучаться в различных зарубежных странах по единой сквозной программе образования.

Таким образом, если пытаться охарактеризовать общее положение детей в современном мире, то оно обусловлено процессами глобализации и изменения роли традиций в жизни людей. Современная жизнь приобретает новую динамику, ускоряется ее ритм, по мере этого меняется и роль традиций. С одной стороны, условия современной жизни требуют от современных детей большей открытости, произвольности, свободы действия, с другой стороны, в силу усложнения социально-экономических условий жизни и удлинения периода социализации, дети длительное время вынуждены находиться в зависимом положении и подчиняться традиционному образу жизни. Таким образом, ребенок испытывает на себе большую нагрузку и череду внутриличностных кризисов6, так как взрослые одновременно предъявляют ребенку требования действовать согласно своим традиционным представлениям как залог стабильности отношений, и проявлять (желательно как можно раньше) себя как личность, способную показывать свои успехи, быть не похожей на окружающих, нестандартно мыслить. Ребенок как бы сочетает в себе прошлое и будущее, что естественно вызывает внутриличностый конфликт и

недоверие ко взрослым. Разные дети из этой ситуации выходят по-разному. Кто-то выбирает путь подчинения общественным, еще раз подчеркну, противоречивым требованиям, кто-то отказывается вообще подчиняться чему-либо и уходит в девиантное поведение, где-то родители затевают равноправные договорные отношения со своими отпрысками. Но, так или иначе, ребенок, благодаря пошатнувшемуся традиционному укладу жизни, трансформирующейся традиционной семье и отношению к детям, довольно часто оказывается в ситуации выбора между зависимостью и самостоятельностью, в ситуации выбора ответственности за свой жизненный путь. Современный окружающий мир для ребенка открыт и закрыт одновременно. Открыт, так как можно формировать жизнь согласно своему свободному выбору, а закрыт, так как в свободном от традиций мире отсутствуют незыблемые ориентиры организации совместной жизни с другими людьми. Поэтому дети в современном мире, в каком бы обществе или государстве они ни проживали, испытывают на себе весь груз успехов и ошибок, накопленных обществом. В социальном восприятии детства интегрированно отражаются экономические показатели, технические достижения, социальные характеристики, культурные ценности и идеологические представления, господствующие в обществе.

Примечания

1 См.: Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. -М.: Роспедагентство, 1996. - С. 5.

2 См.: Арутюнов С. А., Арьес Ф., Бреева Е. Б., Бронфенбреннер У., Кон И. С., Мид М., Плескачевская А. А., Сергеенко, М. Е., Тейлор Э., Щеглова С. Н.

Термины «традиции» и «традиционная» заключены нами в кавычки, т. к. представляют собой характеристики явлений, имеющие относительно длительные сроки существования во времени, следовательно, константные, но все-таки подверженные динамизму в историческом аспекте.

См.. Максимова, Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения - Т. М. Максимова. -М.: ПЕРСЭ, 2002.- С. 61-75; Орешкина, С. Г. Особенности социального положения детей в условиях реформирования российского общества (на материалах Иркутской области) : автореф. дис.... канд. социол. наук / С. Г. Орешкина. - Улан-Удэ, 2004. - С. 5.

См.. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков ^ народов Южной и Юго-Восточной Азии. - М.: Наука, 1988. - С. 79. десь, думается, детским психологам предстоит еще не раз обратиться к вопро-

н^мГ™ Критериев КРИЗИС0В в ста™ши личности ребенка в современ-целью уточнения периодизации жизни человека (и детского возраста).

ПРОБЛЕМА ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Луцева Ирина Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"


Аннотация
В данной статье раскрыта проблема детства, показано отношение к детству в разные исторические периоды времени и на современном этапе развития общества. А так же рассмотрен современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

THE PROBLEM OF CHILDHOOD IN THE MODERN WORLD

Luceva Irina Yurevna
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch "Rostov state economic University (rinkh)"


Abstract
This article considers the problem of childhood shows the relationship to childhood in different historical time periods and at the present stage of development of society. As well as considers the current stage of construction of new forms of relationships children and adults, the dominant indicator of which is the gap between the lives of children and adults.

Детство – один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность .

На сегодняшний день существует множество определений понятия «детство», а также разграничения его временных рамок.

Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе .

Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности .

С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н.Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых .

С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей.

С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых .

Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых.

Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых – алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

Также происходит распад специфических видов деятельности детей – «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Игра и детские пирушки претерпели колоссальные изменения, ввиду активной информатизации и компьютеризации общества, особенно в последние десятилетия.

Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка.

Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

Как считал Д.Б. Эльконин, детство возникает именно тогда, когда ребенка невозможно включить в систему общественного производства из-за того, что он не в силах в полной мере овладеть орудиями труда по причине их сложности, вследствие чего естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Однако эта мысль была актуальна пару десятков лет назад, а на сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную картину.

Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства.

Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас – помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.


Библиографический список
  1. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования// Человек и образование №1 (26) 2011, Санкт-Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdf
  2. Гайсина Г.И. Мир детства как социально – педагогическая проблема //Психолого – педагогические проблемы образования// Педагогическое образование в России.2011.№5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped16/ped_17.pdf
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. –– М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е издние., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.