Конспект образовательной деятельности по рисованию в средней группе «Украсим сарафаны матрешкам. Конспект НОД в средней группе Тема Матрешки любят разные одежки Рисование матрешка в средней группе поэтапно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №64»

Непосредственная образовательная деятельность по рисованию

«Распиши матрешку»

в средней группе

Выполнила: воспитатель

Борсякова М.В.

город Воронеж

Цель : Знакомство с особенностями росписи русской народной игрушки « Матрешка ».

Задачи :

1. Закрепить знания детей о матрешках.

2. Вырабатывать умение наносить рисунок по всей поверхности;

3. Закрепить навыки закрашивания участков рисунка карандашами разных цветов;

4. Развивать в детях чувство красоты, художественный вкус, творчество;

5. Развивать память, внимание, глазомер, воображение и восприятие.

Оборудование :

1. Ноутбук

2. Проектор

3. Матрешки

4. Шаблоны для раскраски

5. Цветные карандаши

Ход занятия.

На экране появляются слайды с изображением матрешек, звучит песня «Русские матрешки»:

В лавке на прилавке матрёшечки стоят,

Удивляет, завлекает затейливый наряд

Сарафаны расписные, щеки зорькою горят,

Матрешки как живые, шлют улыбки всем подряд.

Люба, Надя, Груша,

Марина, Вера, Ксюша,

Дуняша, Катя, Зина,

Наташа, Таня, Нина

Впереди стоят большие,

Сзади крошечки

Русские матрешечки!

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же это к нам стучится? (берет в руки матрешку) Ребята! В гости к нам пришла матрешка. Давайте поздороваемся с ней!

Дети: Здравствуй, матрешка!

Воспитатель: Давайте посмотрим, что представляет из себя наша матрешка.

Во-первых, это кукла.

Во-вторых, это кукла открывающаяся (открывает матрешку). Разломила пополам: интересно, что же там? Там ещё одна матрёшка . Хоть и жаль её ломать, буду дальше разбирать (разбирает и выставляет матрешек на стол). Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах.

Куклы бывают разные: пластмассовые, резиновые, фарфоровые, матерчатые… А наша матрешка какая?

Дети: Деревянная!

Воспитатель: Правильно! Матрешек вытачивают на станке из сухой древесины липы или березы, посмотрите внимательно на экран (на экране появляются слайды, на которых показан процесс вытачивания заготовки). Но это еще не всё. Какую матрешку вы видите на экране?

Дети: Светлую! Без рисунков!

Воспитатель: А теперь посмотрите, какая матрешка у меня в руках.

Во-первых, она… (делает мимические движения)

Дети: Весёлая!

Воспитатель: Правильно! Во-вторых, она… (показывает на одежду)

Дети: Нарядная!

Воспитатель: А в какие же предметы одежды одета наша матрешка? Голова - …

Дети: В платочек!

Воспитатель: туловище-…

Дети: В сарафан! В фартук!

Воспитатель: Совершенно верно! А теперь пойдемте, сядем за столы. (Дети проходят и садятся за столы, на которых разложены шаблоны матрешек и карандаши). Посмотрите, у вас на листках бумаги нарисованы матрешки. Они такие грустные… (Делает мимические движения). Как вы думаете, почему они такие грустные?

Дети: (произвольные ответы). У нее нет красивой одежды!

Воспитатель: А вот у меня матрешка веселая! Потому, что на ней красивый, разукрашенный сарафан и яркий платочек. Давайте раскрасим наших матрешек, чтобы они стали веселыми и красивыми!

Дети: Давайте!

Воспитатель: Но сначала нам нужно подготовить наши пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

А теперь, мастера, за работу вам пора. Начнем с кукольного личика. Посмотрите, какие у моей матрешки глазки?

Дети: Голубые!

Воспитатель: Правильно. А какого еще цвета бывают глазки?

Дети: Зеленые! Серые! Коричневые!

Воспитатель: У матрешек обычно бывают голубые или зеленые глазки. А посмотрите, какие у моей матрешки волосы?

Дети: Жёлтые!

Воспитатель: А щёчки?

Дети: Розовые!

Воспитатель: А губы?

Дети: Красные!

Воспитатель: Давайте раскрасим личико нашим матрешкам.

Самостоятельная работа

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте наших матрешек оденем. Очень любят все Матрешки разноцветные одежки ! Раскрасим яркими цветами сарафаны и платочки.

Самостоятельная работа (Оказать помощь затрудняющимся детям)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Какими теперь стали наши матрешки?

Дети: Красивыми!

Воспитатель: А ещё? (делает мимические движения)

Дети: Веселыми!

Воспитатель: Правильно, ребята. Станцуем танец веселых матрешек! Становитесь в круг скорей и порадуйте гостей!

(дети становятся в круг)

Воспитатель: Повторяйте за мной!

Мы веселые матрешки! Ладушки , ладушки! (дети хлопают в ладошки)

На ногах у нас сапожки! Ладушки, ладушки! (дети топают)

Завязали мы платочки! Ладушки, ладушки! (дети наклоняются в разные стороны, держа руки под подбородком)

Раскраснелись наши щечки! Ладушки, ладушки (дети растирают щечки) .

Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь наши красавицы-матрешки отправятся на выставку в мини-музей, чтобы наши гости смогли оценить их красоту. Попрощаемся с матрешками и пожелаем им успехов!

Дети: До свидания, матрешки!

Воспитатель речевой группы Нехорошева Н. А.

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, её внешним видом, обликом, особенностями росписи матрёшек. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов.

Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Развивать навыки творческого рассказывании, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на выставку. А что вы там увидите, угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом

расскажет.

Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой чёрных смородинок - глаз,

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская (МАТРЁШКА)

Воспитатель: Правильно, одной из самых любимых игрушек в народе, у детей были матрёшки. Ребята, а вы хотите узнать откуда же пришла к нам эта занятная

Воспитатель: Тогда послушайте. Кажется, что матрёшка пришла к нам из мира легенд и сказок, из самой древности. На самом деле ей всего немногим больше 100 лет. Есть много предположений, как и когда она родилась. Вот одна из них. Около 100 лет назад в Россию из далёкой Японии купцы привезли маленькую игрушку - куколку, внутри которой оказались ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже в русских костюм: в сарафан, фартуки, платочки. Этих кукол называли Матрёнами, ласково - Матрёшками.

Игра «Назови меня ласково»

Вот и ваши имена красивые, когда звучат ласково.

Воспитатель: Вернёмся к истории о матрёшке. Полюбилась россиянам эта игрушка.

Стали точить её из деревянного бруска на токарных станках. Фигурка матрёшки разнимается на две части, а в ней оказывается ещё одна фигурка.

Матрёшки бывают крупные, многоместные, в которых умещаются до 24 сестричек, и самые простые - всего 3 куколки. В начале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком. Их делают до сих пор: и под Москвой, в Сергиевом Посаде, и около Новгорода - в селе Семёнове, и недалеко от г. Мурома - в Полхов-Майдане. У каждого мастера, матрёшки имеют своё лицо, свой наряд и свой характер. Но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.

Воспитатель: Ну что, понравились вам игрушки? Я предлагаю поиграть с ними.

Игра на развитие мелкой моторики рук «Восемь матрёшек» , с чтением стихотворения.

Восемь кукол деревянных, круглощёких и румяных
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живёт ещё одна кукла в серединке.
Эту куколку открой - будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти куколку четвёртую
Вынь её да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая, куколка пузатая

А внутри пустая, в ней куколка шестая
А в шестой - седьмая, а седьмой восьмая
Эта кукла меньше всех, чуть побольше чем орех.
Вот наставленные в ряд сёстры - куколки стоят.

Сколько вас? - у них мы спросим

М ответят куклы - Восемь!

Воспитатель: Тогда садитесь за столы и попробуйте сами расписать матрёшек

(бумажные силуэты матрёшек) как мастера - художники. Сначала обведите

силуэт матрёшки и все детали одежды чёрным карандашом, а затем

акварельными красками сделайте матрёшек цветными, яркими. Я

предлагаю пофантазировать вам ребята и раскрасить костюм вашей

матрёшки с помощью хохломской, гжельской, дымковской росписи.

Физ. минутка.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна игрушка.

Воспитатель: После окончания работы предложить детям рассказать откуда пришли их матрёшки, в чём особенности их костюма, почему костюм именно такой.

Ребята, за ваши красивые работы, в самой большой матрёшке на нашей выставке лежит угощенье. Давайте найдём эту матрёшку, угостим гостей и не забудем про себя.

Наше занятие закончено.

Цель занятия:

  • Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как к сувениру, символ дружбы, любви и согласия – русского народа;
  • Познакомить детей с историей матрёшки, с технологией её изготовления.
  • Развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки - матрёшки.
  • Построить город для матрёшки – конструирование.
  • Развивать интерес детей к народному творчеству.
  • Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
  • Воспитывать любовь к народному искусству.

Интеграция областей:

  • познавательная,
  • игрова
  • социально-коммуникативная,
  • речевая

Планируемые результаты: иметь представление о матрёшке как символе русского народного искусства; проявлять интерес к народным игрушкам, творчеству.

Материал:

Игрушки (матрёшка, дымковская барышня, филимоновская игрушка – свисток), вышитое полотенце. Наборы строителя на каждого ребёнка, фломастеры, бумага для оригами.

Словарная работа: расписная, фартук, сарафан, деревянная

Ход занятия

Звучит русская народная песня

Воспитатель:

Наша с вами встреча неспроста началась с этой старинной русской песни. Обратите внимание на стол, который находится в центре нашей группы

(на столе предметы старины, они накрыты старинными расшитыми полотенцами).

Что же может находиться под таким полотенцем, которое выполнено в русском стиле?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:

Открою вам тайну. Наш стол наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, и поднос, и полотенце, которое находятся перед вами, созданы руками народных русских мастеров. О чём идёт речь, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка)

Воспитатель:

Правильно, там лежат матрешки.

А кто знает, чем матрёшка отличается от других игрушек?

Примерные ответы детей.

- Матрёшка-игрушка с секретом. У неё внутри целое семейство матрёшек: одна меньше другой, и все матрешки спрятаны одна в одной.

Воспитатель.

Кто скажет, почему её любят все: и дети и взрослые?

Примерные ответы детей.

Она красивая, яркая, праздничная.

Игрушка матрёшка весёлая.

Она - не одна, в ней целый коллектив таких же весёлых, нарядных и дружных сестёр.

Воспитатель.

Наверное, поэтому матрёшка – символ дружбы, любви и согласия. Как её не любить?

Воспитатель.

Ребята, а вы знаете, когда и где появились первые матрёшки?

Дети затрудняются ответить.

Воспитатель.

Хотите узнать?

А как можно узнать об этом?

Примерные ответы детей

Воспитатель.

Спросите у меня, о чём хотите узнать.

Дети.

Вера Алексеевна, где появилась первая матрёшка?

Воспитатель.

Матрёшка появилась в Японии 100 лет назад. Но это была немного другая игрушка. Эта игрушка изображала старца – мудреца Фукуруму. Он раскрывался, в нём пряталось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Воспитатель.

А кто из вас, ребята, знает, как матрёшка попала к нам в Россию?

- Наверное, ее привезли из Японии люди, которые там побывали.

Воспитатель.

Как вы думаете, ребята, почему игрушка в России получила название матрёшки?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель.

Посмотрите, на вид матрёшка деревенская. А имена в деревне, если называть ласково, звучали так: Дуняша, Маняша, Матрёша. Матрёша – матрёшка. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки
Разноцветные одежки
Раз Матрена, два - Милаша,
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита это пять,
Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Ребята, сколько у нас матрешек на столе?

Дети: Пять матрешек.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки-хохотушки, очень любят танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка "Мы веселые Матрешки":

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель:

Ребята, мне матрёшка сказала по секрету, что надоело ей стоять на выставках. Она хочет, чтобы у неё было много друзей. Хочет поселиться жить в городе для матрёшек.

Вы хотели бы помочь матрёшке?

Как вы можете ей помочь?

Примерные ответы детей.

Воспитатель:

Из чего можно построить город?

Как вы считаете, матрешек лучше нарисовать, вырезать, или изготовить их способом “оригами”?

Мальчики, что вы будете делать?

Девочки, тогда вы будете изготавливать матрёшки.

Воспитатель:

Предлагаю вам разделиться на две команды. Мальчики и девочки.

Мальчики, договоритесь между собой, кто какие дома будет строить.

Проходите на свои места и приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей. (Звучит тихая музыка). Помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа.

Воспитатель:

Мальчики, что вы построили?

Какое название у вашего города?

Девочки, как вы думаете, понравится ли таким красивым матрёшкам жить в этом городе? Почему?

Какие вы молодцы, мальчики. Какой красивый город вы построили.

Заселяйте матрёшек. Пусть они весело в нём живут.

Мы все пройдём на ковёр.

Дети стоят в кругу и держатся за руки.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня встретились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель:

А вам понравилась эта игрушка?

Вы будете с ней играть?

Дети : Да

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы встретились с Матрешкой - символом дружбы, любви и согласия русского народа.

Конспект занятия по рисованию в средней группе.

Тема: "Веселые матрешки"

Программное содержание : развивать у детей чувство цвета, самостоятельно украшать силуэт сарафана, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы располагать узор по всему силуэту или внизу по краю.

Вызывать интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров.

Материал: Образцы матрешек Полхов-Майдана; бумажный силуэт матрешки, восковой карандаш черного цвета, акварель, кисти, салфетки - на каждого ребенка.

Предварительная работа : Рассматривание матрешек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрешки.

Музыкальное сопровождение : Аудиозапись русских народных мелодий.

Ход занятия

1. Игровая мотивация

Воспитатель (выставляя на стол 8 матрешек из одного набора).

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

На столе у нас живут –

Всех матрешками зовут.

Эта игрушка с сюрпризом...

Посмотрите-ка, ребята,

Чем матрешечка богата?

У матрешки-невелички

Есть веселые сестрички.

Около ста лет назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую игрушку-куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матренами, ласково – матрешками.

Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. У каждого мастера матрешки имеют свое лицо, свой наряд и свой характер.

Матрешки бывают крупные, многоместные, в которых умещается до 24 сестричек, и самые простые – всего 3 куколки. Но дело не в том, сколько их, а в том, что все, и взрослые, и дети, любуются сестричками-матрешками.

Словно репка она круглобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

А уж нарядом могут похвалиться! На голове у них яркие платочки с цветами, поверх сарафана - фартучек, да не простой. Посмотрите, каким узором украшают фартучки художники?

– Цветы, листочки, ягоды, бутоны.

– Правильно, узор состоит из ярких цветов, листьев, ягод.

Яркие получаются матрешки, так и кажется, взмахнут они платочками и пустятся в пляс...

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички,

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

2. Физминутка

В: –Давайте и мы попляшем вместе с матрешками.

3. Постановка учебной и игровой задач

Воспитатель: -А почему же эта матрешка грустит?

Дети: –У нее сарафан не расписан

Воспитатель: -Давайте сегодня попробуем стать мастерами-художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты).

4. Самостоятельная работа детей

Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе. Во время рисования обращаю внимание детей на колорит и композиционное построение узора на фартучках. По окончании работы оформляется выставка матрешек.

5. Анализ работ.

Ребята, посмотрите на своих матрешек. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая матрешка вам больше всего понравилась? Расскажи, чем тебе понравилась работа... (Ответы 2-3 детей).

Молодцы, ребята. Сегодня мы еще раз встретились с нашей любимой матрешкой, и, вы очень хорошо справились с этой работой.


Цель данного занятия:

Воспитание любви детей к декоративно-прикладному искусству,

Формирование умения соотносить изображения по форме.

Развитие внимания, логического мышления, наблюдательности.

Закрепление навыков аккуратного рисования.

Развитие мелкой моторики кистей рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в средней группе

Тема : «Русская матрёшка»

Взаимосвязь образовательных областей:

познание, коммуникация, художественное творчество.

Цели и задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству,

Познакомить детей с элементарными сведениями о матрёшках.

Формировать умение соотносить изображения по форме.

Развивать внимание, логическое мышление, наблюдательность.

Упражнять детей в создании образа предмета.

Закрепить навыки аккуратного рисования.

Развивать мелкую моторику кистей рук.

Предварительная работа:

Беседы о матрёшках, рассматривание картинок, образцы шаблонов матрёшек, просмотр слайдов о матрешках.

Ход занятия:

Воспитатель: Добрый день, ребята!

Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница (Матрёшка )

Посмотрите, какие красавицы пришли к нам в гости (на столе в ряд стоят матрёшки).

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Давайте познакомимся с нашими гостьями.

Знакомство с историей матрешки.

Родилась эта кукла очень давно, в г. Загорске, и поэтому называют её - загорская матрёшка.

Загорская матрёшка является первой русской деревянной куклой - матрёшкой. В усадьбе Абрамцево (недалеко от Сергиева Посада) в XIXвеке существовала мастерская, где создавали и продавали различные игрушки. Именно здесь появилась матрешка (по имени широко распространенного в русской деревне имени Матрена). Она представляла собой образ круглолицей крестьянской девушки в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветном платке, с черным петухом в руках. Матрёшка сразу понравилась взрослым и детям. У неё было доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Сегодня на занятии мы будем мастерами по росписи матрёшек. Как же мы будем матрёшку превращать в красавицу? Я покажу вам на примере загорской матрёшки. Нарисуем круг - вот и лицо, поставим две точки рядышком - получился нос, провели полоску - рот. Вывела две миндалинки - открылись глаза. Нарисовали и чёрные брови дугой, как и положено у красавиц. Вот поставлены два розовых кружка - заиграли румянцем щёки, и ожила игрушка. Лёгкими линиями карандаша наметили контур платка, кофты, фартука. Затем: очень красиво и старательно украшаем детали наряда матрешки.

Итог занятия .

Делается выставка работ.(все дети рассматривают выставку)

Воспитатель: посмотрите, какие у нас красивые получились матрешки. Они все разные, но каждая по – своему хороша!

Дети читают стихи про матрёшек.

На моем столе матрешка,

Разукрашена одежка,

Русы волосы в косе,

Вся она стоит в красе.

И скрываются в девчонке

Ее младшие сестренки.

Неразлучные подружки-

Расписные веселушки.

Восемь кукол деревянных

Круглолицых и румяных.

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Всех матрёшками зовут.