Проблема «отцы и дети»: пути решения. Проблемы отцов и детей Современная проблема отцов и детей

Кирюхина С. 8 класс.

В работе рассматривается проблема "отцов и детей" в классической и современнной литературе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городская научно – практическая конференция учащихся

«В науку шаг за шагом».

Реферат

«Проблема «отцов и детей»».

Выполнила ученица 8 «а» класса

МБОУ «Гимназия №20»

Кирюхина Софья Михайловна.

Руководитель: учитель русского языка

и литературы

Манина Елена Николаевна.

Г. Донской, 2014 г.

I .Введение.

Людей во все времена волновали вечные проблемы бытия: проблемы жизни и смерти, любви и брака, выбора верного пути... Все меняется в этом мире, и только общечеловеческие нравственные потребности остаются неизменными независимо от того, какое сейчас время. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени точки зрения в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений, поэтому неизбежно столкновение различных точек зрения, и из-за этого возникают глобальные проблемы отношений между старшим поколением и поколением «детей». Проблема «отцов и детей» актуальна и сейчас , потому что это глубоко нравственная проблема. На мой взгляд, эта тема намного актуальнее сегодня, нежели ранее. Это связано с социальными, политическими, экономическими изменениями в обществе, в котором мы живем.Однако сегодня она приобрела несколько другую окраску и другое направление. Все то, что для человека является святым, передается ему родителями. Прогресс общества, его развитие порождают разногласия между старшим и молодым поколениями, разногласия, так хорошо известные нам. Проблема «отцов и детей» - одна из важнейших проблем в русской классике. Очень часто в литературных произведениях новое, молодое поколение оказывается более нравственным, чем старшее. Оно отметает старую мораль, заменяя ее новой. Но нам все-таки не надо становиться Иванами, не помнящими родства, ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Естественно, что эта тема нашла свое отражение во многих произведениях русской литературы. Поэтому я считаю, что изучение взаимоотношений между детьми и их родителями является актуальной темой для обсуждения. Ведь к этой проблеме нельзя отнестись равнодушно! Она включает в себя целый ряд важных нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных правил, проблема благодарности, проблема непонимания. Они подняты в различных произведениях, и каждый автор пытается по-своему взглянуть на них.
В своей работе я постараюсь рассмотреть произведения, в которых, по моему мнению, авторы обращаются к проблеме «отцов и детей». В связи с вышеперечисленным, я решила выбрать данную тему для своей исследовательской работы. Хочу на примерах произведений литературы доказать, что эта проблема была актуальна в обществе на любом этапе его развития. Для этого я обратилась к различным текстам, где затрагивается данная проблематика.

Для этого мною были сформулированы следующие цели и задачи:

1.Рассмотреть и проанализировать отношение авторов к данной проблеме, доказать, что эта тема была всегда актуальна в обществе.

2.Провести микроисследование, чтобы узнать точку зрения моих сверстников к рассматриваемой проблеме.

3.Проанализировать материал и сделать вывод.

II .Основная часть.

Каков батька, таковы и детки”

(русская пословица).

Издавна считалось, что Отец - Бог, а Сыновья - люди, в этой семье невозможны разногласия: дети благодарны ему за то, что он подарил им жизнь и земные радости, отец же в свою очередь любит своих детей и не требует ничего взамен. В принципе проблема «отцов и детей» решаема, но не до конца. Проблемы во взаимопонимании между взрослыми и детьми все чаще остаются неразрешенными. Нужно разобраться в этом и сделать вывод, почему так происходит. И легче всего это сделать, начав с рассмотрения примеров из русской классической литературы. Ведь каждый автор относится по своему к этой проблеме и описывает с разных сторон. Эта проблема касается всего человечества, особенно в современном мире. Обострение в последнее время интереса к этой проблеме – заметная сторона как обыденного, так и теоретического сознания. Этот интерес имеет важные политические и культурные основания. Многие люди акцентируют свое внимание на проблеме взаимоотношений людей разных поколений. Хочется привести в пример стихотворение, которое наглядно показывает нам, что это вечная проблема.

Отцы и дети – вечная проблема…

Ну кто ж из нас не окунался в ней?

А жизнь не дарит нам готовой схемы,

Мы стали взрослыми, но разве мы мудрей?

А дети понемногу вырастают,

Секреты появляются у них,

В своем каком-то мире зависают,

А мы не понимаем – мы кричим!

«Ну как тебе не стыдно, ты же взрослый!

Опять гулял, уроки не учил!»

Он не молчит, детинушка наш рослый,

Грубит нам. Ах, куда ж девался мой послушный сын?

Ну вот же он, любимый мой сыночек,

И челка непослушная на лбу:

«Постричься надо срочно!» «Не, не буду,

Так круто, мам, я стильным быть хочу!»

Кого же мне сейчас напоминает

Мой сын-подросток, непослушный сын?

Да, точно, память мне не изменяет –

И я когда-то принимала все в штыки.

И я дерзила маме по субботам,

Когда сбежать на танцы мне хотелось,

И я отстригла смело косу,

Чтоб модной быть, такой, с начёсом.

Вот вам и вечная проблема –

Была, и есть, и будет вечно…

Помочь, понять, ведь мы же взрослые –

Кричать тут просто бесполезно.

Отсюда следует, что проблема взаимоотношений людей, поколений, социальных слоев – одна из самых распространенных.

1.Проблема взаимоотношений поколений в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - выдающееся произведение русской литературы. Основная проблема произведения - проблема двух мировоззрений: «века минувшего», защищающего старые устои, и «века нынешнего», выступающего за решительные перемены. В комедии высмеяны пороки общества: крепостничество, солдафонство, карьеризм, подхалимство, бюрократизм, низкий уровень образованности, преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство, то, что в обществе ценятся не личные качества человека, а «душ тысячки две родовых», чин, деньги. Фамусов – представитель века «минувшего», типичный московский барин со всеми характерными для того времени взглядами, манерами и образом мыслей. Единственное, перед чем он преклоняется – это чины и богатство. Фамусов живет по старинке, своим идеалом считает своего дядю, Максима Петровича, который «в чины выводит» и «пенсии дает». Он «не то на серебре, на золоте; На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом» 1 . Однако при всем своем надменном нраве «Он сгибался в перегиб» перед вышестоящими, когда надо было подслужиться. Бедность считается большим пороком в фамусовском обществе. Так Фамусов прямо заявляет Софье, своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара», или: «У нас исстари ведется, Что по отцу и сыну честь, Будь плохонький, да если наберется Душ тысячки две родовых, Тот и жених» 2 . При этом заботливый отец проявляет поистине житейскую мудрость, заботясь о будущем своей дочери.
Еще большим пороком в обществе является ученость и образованность: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче пуще, чем когда безумных развелось людей и дел, и мнений».
Мир интересов фамусовского общества довольно узок. Он ограничивается балами, ужинами, танцами, именинами.
Яркий представитель «века нынешнего» - Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени. Он – носитель новых взглядов. Что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои «века минувшего», к которому он относится явно пренебрежительно:
И точно начал свет глупеть,
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший:
Как тот и славился,
Чья чаще гнулась шея…
3
Традиции минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он со своей прямотой, острословием, дерзостью становится возмутителем общественных правил и норм. И общество мстит ему. При первой же встрече с ним Фамусов называет его «карбонарием». Однако в беседе со Скалозубом отзывается о нем неплохо, говорит, что он «малый с головой», «славно пишет, переводит» при этом сожалеет, что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот счет свое мнение: он хочет служить делу, а не лицам. Сначала может показаться, что конфликт между Чацким и Фамусовым – это конфликт разных поколений, «конфликт отцов и детей», но это не так. Ведь Софья и Молчалин почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат «веку минувшему». Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник – Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, «потому что деловой», а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит:
Конечно, нет в нем этого ума
Что гений для иных, а для иных чума…
Чацкий является не только носителем новых взглядов и идей, но и выступает за новые нормы жизни.
Помимо общественной трагедии Чацкий переживает трагедию личную. Его отвергает любимая Софья, к которой он «летел, дрожал». Более того, с ее легкой руки его объявляют сумасшедшим.
Чацкий, не приемлющий идеи и нравы «века минувшего», становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. Чацкий – насмешник, острослов, возмутитель спокойствия и даже оскорбитель. Фамусов, конечно, любит дочь и желает ей счастья. Но вот счастье он понимает по-своему: счастье для него - деньги. Он приучает дочь к мысли о выгоде и этим совершает настоящее преступление, потому что Софья может стать похожей на Молчалина, перенявшего от отца лишь один принцип: искать выгоду везде, где только можно. Отцы постарались научить детей жизни, в своих наставлениях передали им то, что для них самих являлось наиболее важным и значительным. В результате, для Чичикова «копейка» стала смыслом жизни, и для того, чтобы ее «беречь и копить», он готов на любую подлость, предательство, лесть и унижение. А Петр Гринев, следуя наставлению отца, останется честным и благородным человеком во всех ситуациях, в какие ему приходилось попадать, честь и совесть на всю жизнь остаются для него превыше всего.

Итак, в "Горе от ума" наша тема представлена так, что дети мешают отцам, отцы становятся врагами детям, дети отвечают тем же. Объединяет их разве что взаимная мстительность и – "общественное мнение".Конфликт отцов и детей состоит в том, что предыдущее поколение никогда не сможет понять нынешнее, у всех поколений свои ценности и взгляды на жизнь, приоритеты разнообразны и неповторимы. Грибоедов раскрыл сложный и противоречивый внутренний мир героев, их отношение к богатству и чинам (Чацкий – «чины людьми даются, а люди могут обмануться»Фамусовское общество – «Без денег и разума нет» 4 ), отношение к московским нравам (Чацкий - "что нового покажет мне Москва, сегодня бал, а завтра два" Фамусовское общество – «дома жить - чина не нажить» 5 .

2.«Отцы и дети» в романе И.С. Тургенева.

К проблеме «отцов и детей» разные авторы подходят по-разному. Но в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» само название показывает, что эта тема главная в произведении. Написание романа «Отцы и дети» совпало с важнейшими реформами девятнадцатого века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. «Отцы» придерживались старых взглядов. Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. С болью осознает поколение уходящих свою слабость, напрасно так уверено в своих силах молодое – в борьбе «отцов» и «детей» не бывает победителей. Проигрывают все. Но если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего. Все это стало основой для создания произведения. Хотя изображенный в нем конфликт «отцов и детей» выходит далеко за семейные рамки - это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Дети не могут слушаться родителей и во всем потакать им, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас – индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большое, что мы можем сделать для большего сходства с ними, - это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т. д., а некоторые лечат людей, так же, как и их отец, и как Евгений Базаров. Мне кажется, что проблема «отцов и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Именно во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а так же на примере отношений внутри семьи Кирсановых мы можем рассмотреть эту проблему. Я думаю, что и при встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея. Это проявляется прежде всего в том, что ни сам Базаров, ни, даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к “глупой жизни отцов”. И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано его жизненной позицией, твердыми убеждениями. Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму. Трудно объяснить, какое же чувство не позволят ему окончательно отрешиться от родителей: чувство любви, жалости, а, может быть, чувство благодарности за то, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности. В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что «всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я» 6 . Здесь, я думаю, Базаров не прав. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибка создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать. Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно натаких, на силах их душ, на их вере и любви. Так же проблема касается отцов и детей внутри семьи Кирсановых. Мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Крупное разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты, нежная душа, размазня» 7 , - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Старшее поколение Кирсановых сомневается «в пользе его влияния на Аркадия». Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова, показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина, и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Автор старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой - нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.

Итак, перед нами два абсолютно разных героя. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, автор акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Он внешне привлекательный человек, носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полсапожки. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества – проводит время в праздности и безделье. В отличии от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема «отцов и детей» наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема «отцов и детей» в романе Тургенева - это проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических обществ, так как в спорах были затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы.

Роман Тургенева «Отцы и дети» стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, потому что автор беспристрастно передал все положительные и отрицательные стороны поколений: мощную силу, способную привести к изменениям в обществе, видел он в молодежи. Сила эта была как железная соха, не щадящая ни искусства, ни поэзии, ни даже самой любви. Тургенев не мог с этим не согласиться. Он понимал, что без этих простых вещей, жизнь будет тусклой, безрадостной, «не настоящей». Поэтому Иван Сергеевич был ближе к «аристократическим» суждениям о жизни. Несомненно, аристократы были не так энергичны, как нигилисты, но, проживая в семье, занимаясь своим показным обликом, небрежно ведя хозяйство, они были счастливы по-своему. А главное, к чему обязан стремиться человек - счастье. По-моему мнению, Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость. Но понимание отцов и детейсуществует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликтымежду отцами и детьми. Это и показал в своем произведенииТургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным характером,с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден.

3.Проблема «отцов и детей» в творчестве современных писателей.

Проблема «отцов и детей» продолжала волновать писателей двадцатого и двадцать первых веков, потому что общение между разными поколениями приводило к серьезным конфликтам, ведь у каждого свои моральные принципы, мнения, понятие и многое другое, ведь каждый индивидуален. Я хочу рассмотреть повесть В. Тендрякова «Расплата», ведь в ней, как и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», поднята проблема взаимоотношений двух поколений - родителей и детей. Только действия, как мы понимаем, описанные в повести «Расплата», происходят в современном мире. В центре повести трагическая судьба Коли Корякина. Мы видим перед собой высокого худенького подростка с «вытянутой шеей, острым подбородком, бледной невнятной гримасой» 8 . Ему нет и шестнадцати, а он уже убийца – убийца родного отца…Но ни один Коля виноват в этой трагедии. Взрослые, которые окружали мальчика, не предотвратили беду, думали только о своих проблемах. Никто из них не попытался заглянуть в душу взрослеющему ребенку. Никто не понял, что труднее всего ему в этой сложнойситуации.Впервую очередь, конечно, виноват отец Коли - Рафаил Корякин, так как он должен отвечать за своего ребенка, за его воспитание. Своей разгульной, пьяной, жестокой жизнью он ежедневно провоцировал сына на преступление. Он стал таким, потому что мать Рафаила Евдокия родила сына совсем молодой, почти девчонкой. «В позорище зачала. В горестях вынянчила»,- вспоминала она часто. В беседе со следователем Сулимовым Евдокия призналась, что ребенка своего « еще в утробе невзлюбила». И Рафаил всю жизнь чувствовал себя нелюбимым, никому не нужным, даже родной матери. Он не научился любить, даже себя он ненавидел, ну о какой же любви к сыну тогда можно говорить. Ежедневно издеваясь над женой и сыном, он издевался и над самим собой. Не снимается и вина с матери Коли – тихой, слабой, многострадальной женщины. Ради сына она должна была собрать все свои внутренние силы и волю, чтобы развестись с жестоким мужем и дать возможность мальчишке расти в нормальной семейной обстановке. Спокойное детство ребенка – это первая обязанность матери. Неужели она не понимала, что взрослеющий сын уже не сможет выносить издевательства отца и рано или поздно бросится на защиту матери. В тюремной камере Колька неожиданно понимает, что любил отца, и не может найти спасения от жалости к нему. Он вспоминает все доброе, светлое, чистое, что было в их жизни с отцом, и казнит себя такой казнью, страшней которой не было и нет: «Когда убийца любит убитого, это уже не раскаяние, это уже мука смертная, сильный и разумный не выдержит, а ребенок и подавно…» 9 В. Тендряков приводит читателей к мысли, что взрослые всегда ответственны за поступки своих детей. Ведь дети - это копия родителей. И каждый из нас часто слышал от окружающих людей: «Какие дети, такие и родители». В этом произведении родители даже не думают о том, кого воспитают. Своим поведением старшие спровоцировали ребенка на такой поступок. Мальчик просто морально не выдержал всей этой обстановки. Хотя у каждого бывают очень сложные жизненные ситуации, которые невозможно решить, сразу выбрать правильный ответ. Уметь находить компромиссы, применять гибкость в решении проблем – это и называется жизненной мудростью, но мальчик в шестнадцать лет вряд ли имеет жизненный опыт. Он делал все так, как считал нужным для себя, и поэтому произошла смерть близкого человека.

Еще один писатель затрагивает в своем творчестве данную проблему - Валентин Распутин. Он является одним из самых известных и талантливых писателей русской литературы двадцатого века.Его произведения наполнены живыми образами и мыслями, которые помогают раскрывать изменения, происходящие в психологии современного человека. В повести «Последний срок» проблема «отцов и детей» более глубокая и многогранная, чем может показаться на первый взгляд. Проблема рассматривается писателем в контексте таких понятий, как память, род, семья, дом, мать, которые должны быть для каждого человека основополагающими. В центре повести – образ старухи Анны, оказавшейся на пороге смерти. У постели умирающей матери собираются ее дети, те, ради кого она жила, кому отдала свое сердце, свою любовь. Анна вырастила пятерых детей, еще пятерых она похоронила, а трое погибли на войне. Всю жизнь она только одно и знала: «…ребятишки, которых надо накормить, напоить, обстирать, загодя заготовить, чтобы чем было напоить, накормить их завтра» 10 . Старуха Анна - это дом, его суть, его душа, его очаг. Всю жизнь она прожила в заботе о Доме, о согласии и ладе в семье. Своим детям она часто говорила: «Я помру, а вам еще жить да жить. И видеться будете, в гости друг к дружке приезжать. Ведь не чужие, от одного отца-матери. Только почаще в гости-то ездите, не забывайте брат сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь наш род…» 11. Еще В.Г. Белинский писал: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею!.. Ее высочайшее счастье видеть вас подле себя, и она посылает вас туда, где, по ее мнению, вам веселее; для вашей пользы, вашего счастья она готова решиться на всегдашнюю разлуку с вами» 12 . Так смирилась с разлукой и Анна: разъехались ее дети, устроили свою жизнь, кто как хотел, и … забыли о старухе - матери. «Когда картошечки или еще чего-нибудь надо», приезжает только Варвара, а остальных – «будто и на свете нету».Приехавшие по телеграмме брата Михаила дети даруют матери нежданно-негаданно последний срок: радость такова, что мать как бы раздумала умирать. Рады ли дети минутам общения с матерью, которую так редко видели в последние годы и которую уже никогда не увидят? Понимают ли они, что кажущееся выздоровление Анны – это лишь «последний рывок», последний вдох жизни перед неизбежным концом? С ужасом и возмущением мы видим, что эти дни в тягость им, что все они – Люся, Варвара, Илья – ждут смерти матери. Ждут, повторяя по нескольку раз, жива ли она, и раздражаясь от того, что еще жива. Для них дни последней встречи с Анной – всего лишь потерянное время. Поглощенность бытом, житейская суетность настолько ожесточили и опустошили их души, что они не способны осознать, прочувствовать все происходящее с матерью. Сковавшее всех первые минуты пребывания рядом с больной Анной напряжение постепенно спадает. Нарушается торжественность момента, разговоры становятся вольными – о заработках, о грибах, о водке. Видя, что мать встала с постели, дети чувствуют, что приехали зря и собираются разъезжаться по домам. Они даже не скрывают раздражения и досады на то, что пришлось впустую потратить время. Горько осознавать это несчастной матери. Она вглядывается в лица детей и не хочет, не может принять произошедших с ними перемен. Любимица Татьяна и вовсе не приехала проститься с матерью. И хотя Анна понимает,что ждать приезда дочери бесполезно, ее сердце отказывается смириться с этим. Потому она так легко верит «лжи во спасение» Михаила, который говорит, что сам написал сестре, будто матери стало легче, и приезжать не надо. Анна осознает свою ненужность детям, и единственное, чего теперь хочет, поскорее умереть. Умереть, чтобы освободить своих детей от тягостной необходимости оставаться рядом с ней – даже в последние минуты она думает о том, как бы не доставлять им неудобства, не быть для них обузой. Удивительная совестливость, честность, мудрость, терпеливость Анны, ее жажда жизни, всепоглощающая любовь к детям настолько контрастирует с черствостью, холодностью, равнодушием, душевной пустотой и даже жестокостью ее детей, что болью врезаются в наши сердца отчаянные слова матери, умоляющие родных ей людей не уезжать, остаться хоть на немного: «Помру я, помру. Вот увидите. Седни же. Погодите чутельку. Я говорю вам, что помру, и помру» 13 . Но даже этот крик души не способен тронуть сердца детей. Не дождавшись смерти матери, они разъезжаются по домам. С отъездом детей обрываются последние нити, связывающие Анну с жизнью. Теперь ничто ее не держит, незачем стало ей жить, в сердце погас огонь, согревавший и освещавший ее дни. Она умерла в ту же ночь. «Дети задержали ее на этом свете. Уехали дети – ушла жизнь». Смерть матери становится для взрослых детей испытанием. Испытанием, которое они не прошли. В этом произведении автором поставлена проблема поколений. Дети стали другими, это видно по их отношению к смерти: они не могут воспринимать смерть как должное, ожидание смерти занимают ритуалами. Варвара учит плачи, Люся шьет черное платье, а сыновья распивают ящик водки в баньке, они не ощущают масштабов утрат. В первый день в доме создавалась иллюзия рода, во второй у детей возникло чувство вины, и память стала пробуждаться, природа напоминает о детстве, в третий день род распался, все уехали. Когда все покинули дом, мать умирает, можно сказать, что умирает в одиночестве и всеми брошенная, такова память и благодарность детей. Старуха считает себя виноватой в том, что дети выросли другими. Они стали завистливы, стремятся к материальному накоплению, оторвались от земли, оторвались от корней. В. Распутин с тревогой предупреждает нас: «Без памяти своего народа, рода своего, семьи жить и работать нельзя. А иначе мы настолько разъединимся, почувствуем себя одинокими, что это может погубить нас». На мой взгляд, повесть «Последний срок» актуальна и сегодня, так как дети должны всегда помнить и уважать своих родителей, свой дом, помнить свои корни. Нынешняя жизнь внесла в извечную проблему «отцов и детей» новые краски: БЕЗОТЦОВШИНА в прямом и переносном смысле. Этому посвящена документальная повесть современного писателя Виктора Николаева «Безотцовщина» (2008). Герои его книги – дети с исковерканными жизнями, для которых улица - мать, подвал – отец. Речь идет о мальчишках и девчонках, по злой иронии судьбы оказавшихся за решеткой. И у каждого ребенка в этой книге своя правда, которой его научили взрослые. Многие из них лишь в тюрьме узнали, что такое чистое белье и кровать, лишь попав за колючую проволоку, научились есть ложкой и вилкой. Некоторые ребята с удивлением оборачиваются, когда называют их фамилию и имя – они привыкли к кличкам, большинство не умеет писать и читать.

Страшные рассказы детей, попавших в тюрьму, не просто читать, тяжело было и автору посещать тюрьмы, разговаривать с подростками, слушать истории, которые носят в себе эти растущие за колючей проволокой души. Большинство детей-сироты, которые за свою короткую жизнь увидели столько плохого, что обычному человеку среднего возраста даже и не снилось. Эти дети –наша реальность: это пьющие соседи, калечащие своих детей, это дети погибших родственников, которых определяют в детские дома, это отказники - младенцы в роддомах, это безотцовщина при живых родителях… Чередой проходят перед нами судьбы ребят. Петьку, оставшегося без родителей, но жившего с дедом и бабушкой, рьяные социальные работники отправили в детдом, откуда он сбежал. А дальше улица, компания, воровство. Похожая судьба и у Валерки, который был предоставлен сам себе – у пьющей матери не было времени на сына. Он в десять лет совершает разбойничье нападение на пьяного соседа. Далее - детский дом, побег, кражи. Рассказы о судьбах детей перемежаются подлинными письмами преступивших закон подростков. Дети, попав в колонию, начинают постепенно осознавать свою вину, свои грехи. Один подросток в своем письме рассказывает, как мамин крестик спас его от самоубийства. Другой пишет, что храм, который стоит у них на зоне, очень помогает, что Божественная литургия должна быть каждый день. Только так, по его словам, можно хотя бы частично очистить свою душу. Где же причина преступлений подростков, безнравственности и распущенности, царящей в обществе в наше время? В. Николаев дает свой ответ на этот непростой вопрос. Он считает, что это последствия не вчерашнего дня, не сороковых – девяностых годов. Корень этого находится гораздо глубже - в отвержении Бога, Бога-Отца. И имя того, что происходит – безОтцовщина. И с автором нельзя не согласиться. Ведь еще в прошлые века, когда все русские люди жили верой в Бога и приобщали к ней своих детей, вся семья жила единым целым. Почитание родителей стояло на одной ступени вместе с почитанием Бога, так как именно Господь заповедует почитать родителей. Еще в десяти заповедях, данных Богом через пророка Моисея, мы видим, что пятая заповедь звучит так: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…» 14 И дети, и родители жили одним – исполнением Божьего Закона. Сейчас, когда немногие семьи строятся на едином духовном начале, на вере Бога, нужно снова обратиться к истокам. Чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства», нужно всеми силами пытаться восстановить мир и понимание в семье, научиться прощать. Ведь ближе людей, чем родители и дети, нет.

Знаменитый русский философ И.А. Ильин сказал: «Именно семья дарит человеку два священных первообраза, которые он носит в себе всю жизнь, и в живом отношении, к которому растет его душа и крепнет его дух: первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту; и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение. Горе человеку, у которого в душе нет места для этих зиждительных и ведущих первообразов, этих живых символов и в то же время творческих источников духовной любви и духовной веры!»

4.Результаты исследования.

Проблема « отцов и детей» возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Ведь у каждого поколения есть своя система взглядов и ценностей, очень важная для него, и эту систему ценностей каждое поколение готово отстаивать.

В.Т. Литовский описывает проведенные им социологические опросы, рассматривая проблему диалога отношений между «отцами » и «детьми». Так, на вопрос: актуальна ли проблема в наше время, отмечается, что около 80% респондентов посчитали эту проблему существующей. Значит, в общественном сознании одного поколения формируются восприятия “другого” поколения, отношения с которым рассматриваются как проблемные. Суть проблемы - в резком надломе в преемственности поколений, вызванном переходом из одного состояния (советского периода) в другое (современное) и социально-экономическим кризисом.

В.Т. Литовский считает, что пути решения этой проблемы лежат в воспитании, оно должно быть направлено на формирование самостоятельной, социально активной личности, способной со знанием дела принимать решения и отвечать за них, постоянно саморазвиваться, участвовать в реальных делах. Так же, особое внимание должно быть уделено нравственному просвещению, которое поможет преодолеть широко распространившееся невежество среди молодежи.

Ятакже решила провести среди учащихся опрос и узнать отношение моих сверстников к рассматриваемой проблеме.

  1. Существуют ли в современном мире проблема«отцов и детей»?

А) Да

Б) Нет

  1. В чем причины проблемы «отцов и детей»?

А) Непонимание

Б) желания возвеличить себя перед старшим или перед младшим поколением.

В) Старшее поколение, желая помочь младшему, предлагает свой метод решения того или иного вопроса

3.В чем корень проблемы «отцов и детей»?

А) в элементарном неуважении друг к другу;
Б) в страхе потери влияния;
В) в эгоизме обеих сторон;
Г) в отсутствии любви;
Д) в нежелании понять друг друга;
Е) в непонимании родителями смысла жизни их детей.

А) Да

Б) Нет

В) Не до конца

Если да, тоопределите пути решения проблемы «отцов и детей»?

Проведя анкетирование в восьмом и в одиннадцатом классе, я получила следующие результаты:

Существуют ли в современном мире проблема «отцов и детей»?

В чем корень проблемы «отцов и детей»?

Решаема ли проблема «отцов и детей» в наше время?

Некоторые учащиеся предложили свое видение решения этой проблемы. Например, надо прислушиваться друг к другу, хотя это очень трудно. Нужно много терпения и взаимопонимания. Другие предлагают, чтобы взрослые при возникновении проблемы вспоминали бы себя в молодости и входили в наше положение. Другой вариант решения проблемы - это просто больше проводить времени вместе. Ну а большинство подростков считают, что надо перестать думать только о себе.

В результате исследования выявлено, что учащиеся одиннадцатого класса гимназии единогласно(100%) считают, что проблема «отцов и детей» в современном мире существует. Учащиеся же восьмого класса, напротив, в основном (83%) считают, что данная проблема ими не выделяется. А значит у моих одноклассников практически не возникает проблем с родителями!

III .3аключение.

В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что проблема «отцов и детей»- одна из самых драматических и востребованных тем русской классики, именно поэтому она нашла свое выражение во многих произведениях русских писателей. Эта тема стала поистине темой различных веков.

Дело даже не в том, что советские люди смотрят на мир иначе, нежели современное поколение, и вовсе дело не в эпохах. Главная причина - это конфликт интересов. Родители беспокоятся о ребенке, и естественно, пытаются оградить и уберечь его от проблем. Запрещают гулять поздними вечерами с неизвестной компанией, заставляют ходить в школу и заниматься учебой, постоянно читают какие-то нравоучения. Родители из гуманных соображений не хотят, чтобы с их ребенком произошло что-то нехорошее. Но ребенок не понимает этого, потому что ему постоянно требуется новое. А родители не только этого нового не дают, но и пытаются оградить. Ребенку неважно, из каких побуждений это делается. Он, как и родители, испытывает внутренний конфликт. Он тоже не хочет доставлять боль и слезы родителям. Но в то же время у него есть внутренний порыв к новому. Он хочет испытывать новые чувства и не желает отставать от сверстников.

Часто взрослые отстают. Они думают, что дети – это еще дети. Что они еще ни к чему не готовы. А «взрослые» пятнадцатилетние подростки хотят самостоятельности. И у них складывается ощущение, что забота родителей тянет вниз. В итоге, между ребенком и отцом нарастает непонимание, перерастающее в пропасть. Между отцом и сыном или дочерью и матерью пропадает диалог. Это противоречие и порождает проблему «отцов и детей».

На мой взгляд, материалы данного проекта могут быть интересны учителям литературы, психологам, социологам с целью использованияна внеклассных мероприятиях, на уроках литературы, психологических тренингах и в повседневной жизни для разрешения конфликтных ситуаций.

IV. Список литературы.

В ходе работы я использовала книги:

1. Грибоедов А.С. Горе от ума. – Сочинения. М., 1956.

2. Наталья Никифорова. Проблемы современной семьи

3..Николаев В.Н.БезОтцовщина.- Издательский домСофтиздат. – 2008.

4.Тендряков В.Ф. Расплата- Собрание сочинений: в 4 т. / В. Ф. Тендряков - 1988

5.Распутин В.Г Последний срок - М.: Издательство«Художественная литература» – 1937

6.Ресурсы интернета.

7. Социологическая публицистика. Лисовский В.Т. "Отцы" и "дети"

8. Тургенев И.С. Отцы и дети. – Собр. соч., т. 3. М., 1953.

9.Филосовский энциклопедический словарь. – М.:Просвещение,1997.

V. Приложение.

1 (стр.5) .

2 (стр.5) Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума» - 210 стр ..

3 (стр. 5)

4 (стр.6) Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума» - 210 стр.

5 (стр.6). Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума» - 210 стр.

6 (стр.7) Тургенев И.С Роман «Отцы и дети» -360 стр.

7 (стр.8) Тургенев И.С Роман «Отцы и дети» -360 стр .

8 (стр.10)

9 (стр.10) Тендряков В.Ф. Сборник прозы«Расплата» - 250 стр.

10 (стр.11).

11 (стр.11) Распутин В.Г Повесть «Последний срок» - 390 стр.

12 (стр.11) Распутин В.Г Повесть «Последний срок» - 390 стр.

13 (стр.12) Распутин В.Г Повесть «Последний срок» - 390 стр.

14 (стр. 13) Николаев В.Н. Документальная повесть «БезОтцовщина» - 620 стр.

Рецензия на реферат по литературе «Проблема «отцов и детей»», выполненный ученицей 8 «А» класса МБОУ «Гимназия №20» Кирюхиной Софьей.

Данная тема исследовательской работы выбрана не случайно,так как Кирюхина Софья считает, что проблема «отцов и детей» намного актуальнее сегодня, нежели ранее, потому что прогресс общества, его развитие порождают разногласия между старшим и молодым поколением.

В связи с этим ученица при написании работы поставила перед собой цель – на примерах произведений литературы доказать актуальность данной проблемы на любом этапе развития общества.

Кирюхина Софья начинает свое исследование с рассмотрения комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»,где сталкиваются « век нынешний» и « век минувший».

Затем ученица обращается к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором отцы и дети являются представителями разных общественных идей.

Продолжая свое исследование, Софья рассматривает повесть В. Тендрякова«Расплата», в которой автор приводит читателей к мысли, что взрослые всегда ответственны за поступки своих детей.

В повести «Последний срок» В. Распутина,отмечает ученица, проблема «отцов и детей» рассматривается писателем в контексте таких понятий как род, семья, дом, мать, которые должны быть для каждого человека основополагающими.

Далее Кирюхина Софья обращается к документальной повести В. Николаева «Безотцовщина», в которой автор пытается объяснить причины преступлений подростков, безнравственности и распущенности, царящих в современном обществе.

В заключение своей работы ученица представляет результаты проведенного ею среди сверстников исследования по рассматриваемой проблеме.

Оформление работы полностью соответствует требованием, предъявляемым к реферату: содержание, ссылки на высказывание авторов, список используемой литературы.

Данная работа заслуживает высокой оценки.

Сократ подметил, что нынешняя молодежь любит только роскошь. Ее отличительная черта – дурные манеры. Она презирает авторитеты и охотно спорит с родителями. Да и всеми известный Тургенев в своем романе «Отцы и дети» поднял проблему, которая сохраняет свою актуальность не только сейчас, но и, как видим, еще с сократовских времен.

Проблема отцов и детей

Нет ничего печальнее, чем бездна непонимания, образовавшаяся между родителем и его чадом. В определенный момент в жизни маленького мужчины наступает такой период, когда его взгляды, видение мира идет в разрез с отцовскими взглядами. Вследствие этого теряется, как , так и авторитет к родителю. Не исключен вариант, что ребенок начинает чувствовать ненависть и враждебность по отношению к ним. В итоге учителем его жизни становится кто угодно, но только не люди, даровавшие ему жизнь.

Отцы и дети: причина проблемы поколений

Наиболее важным первоисточником различных недопониманий и конфликтов выступает временной разрыв между двумя поколениями. Это недопонимание зарождается между личностями с разницей в возрасте. Эти проблемные нюансы могут продолжаться не только весь сложный подростковый период, но и всю жизнь. Исходя из этого, психологи делят их на возрастные стадии. И независимо от этого проблемой взаимоотношений отцов и детей есть стремление последних к свободе.

Текст из ЕГЭ

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор -семидесятидвухлетиий москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (З)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность… (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье… (5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?». (7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках. (12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится. (16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучал влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории -мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевно? стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческими цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похож на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас. (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это разумеется, трудно, но необходим.

(По Е. Кореневской)

Вступление

На протяжении многих веков людей творческих волнует проблема взаимоотношения поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, ни разу не сталкивавшегося с непониманием или неодобрением старших.

Проблема

Е. Керенеевская заявляет проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью на него внука-подростка.

Комментарий

В письме пожилого человека отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает беспокойство по поводу внешнего вида четырнадцатилетнего внука, его речи, пестрящей молодежным сленгом. Других претензий у дедушки нет – мальчик показывает себя хорошо в учебе и помогает матери по хозяйству.

В конце письма звучит просьба найти ответ на вопрос: «Кто сделал их такими?». Возможно, виновато телевидение, зарубежные фильмы, современное образование, политика правительства. Но ведь над этой проблемой задумывались люди и в былые времена, особенно на пороге величайших перемен в обществе.

Авторская позиция

Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцам» и «детям» следует быть более терпимыми друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда возможно будет наладить продуктивное общение.

Своя позиция

С автором нельзя не согласиться. Если бы мы были толерантнее к консерватизму старших, а они не так поражались всем «странностям» молодежи, жизнь для многих стала бы проще. В конце концов, не так уж мы различны.

Аргумент №1

Об этом пишет И.С. Тургенев, величайший русский классик 19 века, в своем романе «Отцы и дети». Автор рассматривает столкновение двух поколений, двух противоположных по взглядам миров – мир дворян-аристократов, либералов Кирсановых и мир революционеров-разночинцев Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.

С самого начала романа конфликт между «отцами» и «детьми» плавно нарастает, доходя до кульминации в сцене дуэли Павла Петровича и нигилиста Базарова. Но уже во второй половине произведения мы видим, как правила родителей становятся близки Аркадию, как принимает многое из того, что ранее отрицал, Евгений.

В результате, Аркадий становится примерным семьянином, живет дружно и с отцом, и с дядей. А Базаров, чуждый простому человеческому счастью, умирает в одиночестве. Возможно, меньшее следование идеям нигилизма позволили бы Евгению лучше понять стариков Кирсановых и собственных родителей. Может и жизнь его сложилась бы менее трагично.

Аргумент №2

Вспоминается еще одно произведение, где проблема неприятия поколений друг другом привела к гибели главной героини. Это пьеса «Гроза» А.Н. Островского.

Кабанова – мать большого семейства, очень властная и требовательная женщина, заставляла своих детей и их семьи жить по тем правилам, которые ей подсказывал домострой. Она не допускала ни малейшего отступления от сложившегося у нее в голове сценария, унижала и оскорбляла всех своих домочадцев, чтобы содержать их в постоянном страхе.

Не выдержав столь гнетущей атмосферы, Катерина, привыкшая к открытому проявлению чувств и всем сердцем мечтающая о свободе, сначала изменяет мужу, а затем и вовсе бросается в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Тихон, узнав о ее смерти, обвиняет в произошедшем свою мать.

Разобщенность героев, приведшая к трагедии, вызвана неумением людей мириться со слабостями других, с особенностями их мировосприятия. Будь купчиха Кабанова немного умнее, она не осталась бы одна на старости лет, а обрела бы большую и дружную семью.

Заключение

Непонимание между родителями и детьми – это закономерность, диктуемая ходом времени. Чтобы избежать излишних неприятностей, нужно быть более чуткими друг к другу, стараться понимать и уважать интересы и ценности каждого, насколько бы странными они нам не казались.

Проблема "отцов и детей" издавна волновала философов, да и просто мыслящих людей. Она занимала если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Может быть, огонь этой идеи угас во времена средневековья, когда мысли ученых были заняты поиском философского камня, а глаза горели пламенем наживы.

Но во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы - консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети - "двигатели прогресса", стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. Отцов и детей я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

"Отцы" и "дети" смотрят на мир с разных точек зрения. "Дети", по мнению "отцов", ведут человечество к катастрофе (культурной, экологической и др.). Но катастрофы, как и утопии, предсказывали многие, но пока не было катастрофы, ставящей под угрозу существование человечества. Это потому, что, чем больше опасностей, вызванных прогрессом, тем больше средств противостояния этим опасностям, тем же прогрессом созданных.

"Отцы", по мнению "детей", - торы на пути прогресса. Но нет такой горы, которую нельзя преодолеть.

Со временем "дети" становятся "отцами". В этом отношении наблюдается цикличность. Вся история человечества состоит из таких циклов .

В противостоянии "отцов" и "детей" есть свой смысл: "отцы" сдерживают прогресс, вызываемый "детьми”, чтобы переход от старого к новому прошел более гладко.

По моему мнению, не существует проблемы, а существует явление "отцов и детей".

Это явление может вызвать местные конфликты, но в целом это неотъемлемая часть человеческого существования.

Проблема отцов и детей возникает перед близкими людьми, относящимися к разным поколениям. Каждому из них предназначен свой исторический период. В связи с этим, из поколения в поколение меняются взгляды на жизнь и система ее ценностей, которую любой из нас готов решительно отстаивать.

В прежние времена люди почитали за основу бытия принципы старших. Однако, довольно часто, дети, впитывая в себя семейный опыт, желают выйти из-под влияния взрослых. При этом они отрицают все догмы старшего поколения. Детям кажется, что они смогут построить свою жизнь намного лучше, ярче и интереснее. Им хочется как можно скорее решать все вопросы самостоятельно.

Проблема отцов и детей возникает практически во всех формированиях человеческого общества: - в семье; - в трудовом коллективе; - в целом в общественной формации. С самого рождения ребенка учат родители. Когда он ходит в детский сад - воспитатели. Школьника - учителя. В определенное время в этой цепочке возникает такой момент, когда всякие поучения начинают вызывать отторжение. Обычно это наступает тогда, когда у ребенка начинают развиваться личностные качества, осознание права собственного выбора, а также ответственности за него .

Проблема отцов и детей в наше время довольно сложная. В некоторых случаях задачу по установлению равновесия во взглядах поколений решить попросту не получается. Одни из нас вступают в открытое противостояние с представителями другого поколения, другие, для возможности мирного сосуществования, уходят в сторону, позволяя себе и другим обрести свободу в реализации идей и планов. Проблема отцов и детей в наши дни весьма актуальна. Она очень остро стоит перед людьми, принадлежащими к разным поколениям. Однако необходимо помнить, что только взаимная терпимость и уважение друг к другу позволит не пойти на серьезную конфронтацию. Самым главным является любовь и понимание. Советы родителей по своей сути служат принуждением или диктатом. По мере становления личности у человека все реже и реже возникает желание подчиняться. Родителям необходимо вовремя это осознать и перевести стрелку отношений с детьми на нейтральные способы подачи своей информации. В противоположном случае конфликты неизбежны. Самым сложным для родителей является то, что они должны своего ребенка принимать таким, каков он есть, мириться со всеми его недостатками, а также особенностями характера. Кроме того, старшее поколение должно прощать обиды и неверные поступки своих детей. Сложно также смириться с тем, что ребенок вырастет и уйдет в свою взрослую жизнь, имеющую собственные заботы и дела. Проблема отцов и детей в литературе поднималась довольно часто. Этот вопрос в той или иной мере затрагивался многими писателями .

Наиболее ярким отголоском актуальной во все времена темы является роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Кроме этого произведения, само название которого указывает на его основную тему, взаимоотношения поколений освещались во многих шедеврах литературы. Кто впервые затронул этот вопрос, сказать сложно. Проблема настолько жизненна во все времена, что ее описание всегда существовало на страницах творений литературы. Не обошел вниманием сложную проблему А.С. Грибоедов в своей комедии "Горе от ума". Затронул ее и Л.Н. Толстой в романе "Война и мир".

Вздохи и возмущения старшего поколения на тему падения современных нравов звучат в любое время. Проблема отцов и детей появилась задолго до создания одноименного произведения. И не Базаров начал эту борьбу - это нормальный этап роста любого молодого человека и девушки на пути к взрослой жизни. Проблема отцов и детей в литературе описана очень давно, вспомните притчу о блудном сыне. А что в современности?

Через поколение легче?

Есть одна странная закономерность. Почему-то отношения дедушек и бабушек с внуками складываются лучше, чем отношения детей и родителей. И дело даже не в плотности контакта, а потому что бабушке или дедушке редко нужно бороться с внуком за власть. А еще их возрастная немощь делает отношение внуков более осторожным, трепетным. Факт есть факт - люди через поколение уживаются лучше, чем два смежных.

Не поделили… мир

Наверное, дело в том, что старики устраняются от того, чтобы давать однозначную оценку окружающей действительности, это уже не «их мир». А вот родители претендуют на лучшее понимание происходящего. То есть проблема отцов и детей в наше время связана с тем, что родители высокомерно пытаются удержать ускользающий мир и запереть его в свою, часто устаревшую, модель, а дети переоценивают свои аналитические способности и возможности адаптации.

Неоднозначность проблемы

Как найти компромиссы? Старшему поколению нужно учиться гибкости, а младшему - самокритике. В понимании действительности и те и другие делают ошибки. И молодые люди могут неправильно понимать события, а пожилые родители иногда удивляют быстрым освоением технических средств и новых методов работы. Объединившись, поколения могут многое, если не будут просто пытаться обесценить заслуги друг друга.

Боль дистанции

Проблема отцов и детей будет актуальна всегда, потому что эти отношения - самые близкие на Земле, а чем ближе взаимодействие, тем больнее разногласия. Люди вынуждены общаться на близкой дистанции, и все непонимания сильно бьют по болевым точкам. Кстати, и болевые точки за много лет совместной жизни все друг у друга знают. И пользуются этим. Поэтому нужно осторожно общаться на короткой дистанции, быть бережнее.

Успеть сказать

То, как много значат родители, многие осознают после того, когда сказать о своей любви уже некому. Тогда вспоминается самое лучшее. Может, нужно ценить каждый день возле папы и мамы, ворчливых, вздорных, раздражительных, но таких родных? Других родителей нам не дадут, да и заменить их невозможно. А ведь это так просто в наше время - позвонить маме или папе и сказать: «Я люблю тебя». И тогда многие проблемы сами собой станут неактуальными. И поймешь, что война с ветряными мельницами и борьба за свободу не могут дать счастье, которое каждый ребенок чувствует возле родителей, пока они живы.

Вдалеке и рядом

Давайте забудем о ссорах с родителями. Будем бороться за свободу без обид и психологического насилия. Отдалимся немного, чтобы стать взрослее. Но всегда будем готовы поддержать слабеющую руку мамы или папы. Это дороже принципов. Это любовь. Самая сильная на Земле.